На туласи можно посмотреть с двух точек зрения. Первая – материальная или физическая, то есть как она выглядит, к какому семейству растений относится, где произрастает, ее польза и тому подобное. Вторая – духовная.
Начнем с первой. Ботаническое название растения – Базилик священный (лат. Ocimum sanctum). Многолетнее травянистое растение или кустарник родом из Индии. Листья зеленого или фиолетового цвета, короткочерешковые, продолговато-яйцевидные, редко-зубчатые, длиной до пяти сантиметров. Стебель, листья и чашечки покрыты волосками. Цветки двугубые, белые с фиолетовым оттенком, собраны в ложные мутовки.
Также стоит отметить, что туласи выращивают не только на ее родине – в Индии, но и в других странах мира, в том числе и в России. Причем многие люди выращивают ее прямо дома. Хотя туласи называют кустарником, размеры ее могут доходить до 2 метров в высоту!
Намного интереснее все выглядит с духовной позиции. Ведические писания и святые прошлого дают очень подробное описание Туласи не просто как дерева, а как духовной личности. Итак, попробуем подробнее разобрать этот аспект.
В «Вишну-пуране» (6.7.61) говорится:
«Мудрецы разделили энергии Верховной Личности Бога на три категории: духовную, пограничную и материальную».
Духовная энергия – это духовный мир и все его разнообразие, там все исполнено знания, вечности и счастья. Материальная энергия – противоположность духовному миру – окружающий нас материальный мир. Пограничная энергия – это живые существа, духовные частички Господа, то есть мы с вами. Пограничная энергия значит, что у нас всегда есть выбор, где находиться – в духовном или в материальном мире.
Туласи же относится к духовной энергии Господа. Она – экспансия (воплощение) Вринда Деви (близкой спутницы и подруги Шримати Радхарани), вечно пребывающей в духовном мире. Вринда Деви обладает способностью проявляться во всей полноте здесь, в материальном мире, как деревце туласи. Туласи – это та же самая Вринда. Это подтверждает великий святой гаудия-вайшнавской традиции Вишванатха Чакраварти Тхакур. В своем произведении «Шри Вринда-деви-аштака» он прославляет Вринду Деви следующим образом:
«О Вринда Деви, я в почтении склоняюсь к твоим лотосным стопам. Тот, кто изучал Сатвата-тантру, славит тебя. Ты есть энергия Господа Кришны, с помощью которой Он проводит Свои игры, и в человеческом обществе тебя знают как Туласи Деви».
Существует восемь имен Туласи, которые раскрывают еще глубже ее качества. Они перечислены в «Падма-пуране» в стихе «Ашта-нама-става». В нем Господь так прославляет Туласи:
«Дерево туласи собирается в многочисленные группы, поэтому ее зовут Вринда. Я прославляю дорогую Туласи. Давным-давно она появилась в лесу Вриндавана и поэтому известна как Вриндавани. Я обожаю эту благоприятную и прославленную личность. Ей всегда поклоняются в бесчисленных вселенных, и поэтому она известна как Вишвапуджита – та, которой поклоняются во всем мире. Бесчисленные вселенные очищаются и становятся святыми благодаря соприкосновению с ней. Поэтому ее также зовут Вишвапавани – та, которая очищает всю вселенную. Помня о ней, Я страдаю в разлуке с ней. Хотя множество других цветов украшают Господа, Он не будет удовлетворен, пока Ему не предложат туласи. Поэтому ее рассматривают как суть всех цветов и зовут Пушпасара. Сейчас Я мучаюсь, страдаю и жажду увидеть ее – она являет собой воплощение чистоты. Так как она приносит веру и духовное счастье, ее зовут Нандини. Во всем мире ей нет равных, поэтому ее зовут Туласи. Я принимаю прибежище у этой дорогой Туласи. Будучи очень целомудренной и дорогой, она является жизнью Кришны и поэтому известна как Кришнадживани».
Чем занимается Туласи (Вринда Деви) в духовном мире?
Во всех лесах Вриндаваны у Вринды Деви есть свои кладовки. Она постоянно занята вместе со своими многочисленными помощницами и лесными богинями, стремясь привести игры Радхи и Говинды к их благополучному завершению. Вринде отведена уникальная и очень возвышенная роль в играх Божественной Четы. Она устраивает Их тайные встречи и является очень близкой подругой Радхики. Во Вриндаване существует двенадцать прекрасных лесов для проведения игр. Следуя указаниям Пурнамасьи (олицетворения Йогамайи), Вринда Деви устраивает все необходимое для встречи Радхи и Кришны, так как она ответственна за леса Вриндавана.
Увидев, как Шри Кришна входит во Вриндаван, Вринда обращается ко всем двигающимся и неподвижным лесным созданиям, которые страдали от разлуки с Ним.
«О дружище лес, немедленно очнись от своего обморока разлуки; твой возлюбленный Кришна пришел, чтобы одарить тебя счастьем. Возрадуйся и скорее напомни Ему о твоей восхитительной царице Радхе. Показав свои бесчисленные достояния, сделай свою красоту полезной, устраивая все для игр Шри Кришны. О лианы, просыпайтесь! О деревья, цветите! О олени, резвитесь! О кукушки, пойте вместе с пчелами! О павлины, счастливо танцуйте! О попугаи, читайте сладкие стихи! О подвижные и неподвижные создания, радуйтесь: ваш драгоценный Шри Кришна пришел, чтобы сделать вас счастливыми»
Священные писания показывают, каковы плоды поклонения Туласи. Приведем несколько из них.
В «Падма-пуране» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.31) сказано:
«Хотя Веды советуют поклоняться полубогам, высшим видом поклонения является поклонение Господу Вишну. Однако еще выше – служение вайшнавам, тем, кого связывают прочные узы с Господом Вишну».
А Туласи очень дорога Господу Вишну.
«Если в Кали-югу человек хранит у себя дома древесину и листья туласи, – неважно, сухие или свежие, – грех никогда не покажется в его доме».
«Даже после ста лет Я не могу признать поклонение человека, который не предлагает Мне туласи каждый день».
В «Хари-бхакти-виласе», 9.133 («Сканда-пурана», «Каши-кханда») Ямараджа (бог смерти и религиозных принципов), ругая своих посланников ямадутов, сказал:
«О посланцы, не арестовывайте и не приводите ко мне тех, кто украшен бусами туласи, кто прославляет туласи и поддерживает лес туласи. Держитесь от них на большом расстоянии».
В следующем тексте (9.134) говорится:
«Ямадуты никогда не посещают дома, где регулярно поклоняются растению туласи. В действительности, они даже не имеют права смотреть на такой дом или проходить рядом».
«Все греховные реакции того, кто сажает, поддерживает, поливает, касается туласи и смотрит на нее, накопленные благодаря телу, уму и речи, сгорают дотла».
В «Хари-бхакти-виласе», 7.126 («Сканда-пурана») сказано:
«Созерцая туласи, прикасаясь к ней, медитируя на нее, прославляя ее, предлагая ей поклоны, слушая о ней, взращивая, служа или поклоняясь туласи, человек получает неисчислимые результаты. Каждый, кто соприкоснулся с деревом туласи одним из упомянутых выше способов, вечно живет в мире Вайкунтхи (место, где нет страданий и беспокойств, буквально – духовный мир)».
Каждый может попробовать это делать. Достаточно просто посадить семечко туласи и ухаживать за ним. Если вы не можете сами посадить туласи, то можно приходить в храмы или дома, где она растет, и выражать ей почтение.
Наша задача состоит в том, чтобы хотя бы теоретически поверить, что Туласи – не обычное деревце, а духовная личность, способная исполнить наши самые сокровенные духовные желания. Ответ не заставит себя долго ждать.
«Пусть всякий, кто уподобится шмелю у лотосных стоп Радхи и Кришны и кто читает или слышит эти восемь стихов, прославляющих Вринду Деви, навеки поселится на Голоке Вриндаване. Он достигнет преданного служения в чистой любви к Богу, и все его духовные чаяния исполнятся»
Автор Шрути Чайтанья дас
Список используемой литературы:
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта