Если человек знает 26 качеств святого (садху), то он сможет определить, кто же им является.
Существуют качества двух типов: главные и вторичные. Главное качество святого – полная преданность Богу (Кришне). Все остальные качества вытекают из первого.
Благодаря особой удаче человек может получить общение с вайшнавами (поклоняющимися Вишну, или Кришне), обрести вкус к повторению святого имени и, начав его повторять, самому стать вайшнавом, или преданным. При этом сама преданность Кришне является главным качеством. Затем благодаря повторению святого имени в нем постепенно проявятся все остальные качества святого. Поэтому такие качества называются вторичными, или побочными. Хотя они и являются второстепенными по отношению к главному, тем не менее они обязательно проявляются у истинного святого как результат правильного повторения святого имени.
Садху милосерден, так как желает добра всем живым существам, причем не только людям, но и животным, птицам и другим низшим формам, то есть всем живым существам, воплотившимся в материальном мире.
«Преданный Господа с одинаковым состраданием относится к каждому, будь то кошка, собака или дерево. Он старается помочь всем живым существам освободиться из материального плена»
Смирение означает, что человек не должен стремиться получать удовлетворение, принимая почтение от других. Это качество не внешнее. Оно является глубоким, искренним и естественным и приходит тогда, когда человек видит свою неудачу и искренне обращается к Кришне, раскаиваясь в прожитой жизни, направленной на удовлетворение своих ненасытных желаний, и прося занять его в преданном служении.
«Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно»
Правдивость ученика заключается в следовании своему обещанию избегать греховных действий и в ежедневном повторении на четках 16 кругов джапы – святого имени в форме маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе). Однако, прежде всего, он должен быть правдив в высшем смысле, действуя не ради самого себя, а ради служения Всевышнему.
Преданный видит индивидуальную и Высшую душу в сердце каждого живого существа. Он относится к живому существу в соответствии с тем положением, которое оно занимает в этом мире, но одновременно делает все, чтобы наибольшей степени способствовать его духовному развитию.
Вайшнав, который посвящает свое тело, ум, и речь Кришне и всегда старается исполнить волю Господа, считается безупречным.
В качестве примера можно привести Луну, на поверхности которой видны пятна, кажущиеся изъянами. Однако эти пятна не могут воспрепятствовать свету, исходящему от полной Луны.
Подобным же образом небольшой недостаток в характере преданного не должен рассматриваться как несовершенство, если такой преданный занят непрерывным преданным служением. Привязанность к Кришне – это океан трансцендентного блаженства, в котором небольшое пятно материального несовершенства не имеет никакого значения.
Преданный великодушен, так как знает, что любовь к Кришне является величайшей ценностью на свете, и потому раздает ее, не имея никаких личных мотивов, и в этом ему невозможно помешать. Его милость не знает границ, ничто не может сравниться с удачей тех, кто принимает этот дар.
«Я приношу свои поклоны Господу Чайтанье Махапрабху, который является самым щедрым воплощением, поскольку Он свободно раздает то, что никогда не давалось прежде, – чистую любовь к Богу.»
Вайшнав не гонится за призрачным материальным счастьем и знает, что за ним следует страдание. Он всегда остается умиротворенным, поскольку находится в сознании Кришны – внутреннем состоянии служения. Его спокойствие и мягкость происходят не от робости, а из чувства глубокого удовлетворения. В своем спокойствии он подобен великому океану. Все люди возбуждены и любят поболтать, обсуждая мирские события, свои удачи и неудачи. Преданный же всецело полагается на Кришну и просто пытается исполнять волю Господа.
Движение Сознание Кришны призвано произвести в мире «революцию чистоты», распространяя не только принципы гигиены, но и, что еще более важно, проповедуя очищение сердца повторением маха-мантры Харе Кришна.
«Законы религии основаны не на догмах или изобретенных человеком формулах, а на четырех важнейших регулирующих принципах: аскетизме, чистоте, милосердии и правдивости… Соблюдение телесной чистоты может помочь до некоторой степени, но еще в большей мере необходима чистота ума, а она достигается прославлением Верховного Господа. Не прославляя Верховного Господа, невозможно избавиться от пыли, накопившейся в уме. Безбожная цивилизация не может очистить ум человека, так как она не имеет понятия о Боге.»
Высшая ступень духовного осознания – видеть, что все принадлежит Кришне. Но преданный, будучи бесстрашным, сострадательным и воодушевленным, не удовлетворяется простым пониманием того, что все принадлежит Кришне. Преданный использует все в своем служении Господу, чтобы весь мир мог получить благо.
Преданный совершает свою деятельность на благо каждого, так как сознание Кришны предназначено для всего человечества и для всех форм жизни. Оно обращено не к какой-то определенной расе, национальности или полу, а ко всем живым существам.
«Долг каждого живого существа — действовать на благо другим своей жизнью, имуществом, разумом и речью.»
Под словом «умиротворение» подразумевается не какое-то идеальное физическое состояние, которое может быть нарушено в любой момент. Умиротворение – это состояние души, пребывающей в гармонии с Господом, а это возможно только для преданного, осознающего, что Кришна есть все. Осознание того, что ничто не существует помимо Кришны, – основа мира и бесстрашия.
«Человек, полностью осознавший, что Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение.»
Когда мы практикуем сознание Кришны, мы учимся предаваться. Преданный, полностью посвятивший свою жизнь Кришне, всегда занят какой-либо деятельностью и не теряет ни секунды. Он стремится к тому, чтобы полностью вручить себя Кришне и, освободившись таким образом от всех материальных желаний, служить Господу все больше и больше.
«Я больше не знаю, в чем состоит мой долг, и постыдная слабость скупца лишила меня самообладания. Поэтому прошу, скажи прямо, что лучше для меня. Отныне я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе, — наставляй же меня»
Полностью погрузившись в преданное служение, преданный замечает, что благодаря такой деятельности в сознании Кришны все его материальные желания полностью удовлетворены. У него больше нет никаких материальных желаний, он страстно желает лишь одного – служить Господу.
Преданный может использовать материальные вещи в служении Кришне, но он не привязывается к этим вещам и не зависит от них. Он может служить Кришне, имея миллионы долларов, строя здания и издавая многочисленные книги о сознании Кришны.
Но если у него нет материальных ценностей, он может служить Кришне, просто повторяя маха-мантру Харе Кришна.
Вайшнав имеет это качество, если его осознание Кришну приводит к тому, что никакие соблазны, несчастья или противоречивые философские теории не могут поколебать его решимость выполнять указания гуру и Кришны.
«Тот, кто одинаково взирает на друзей и врагов, кто одинаково встречает почет и бесчестье, холод и жару, счастье и страдания, славу и позор, кто никогда не соприкасается с тем, что оскверняет, всегда хранит молчание и всем доволен, кто не беспокоится о пристанище, кто непоколебимо утвердился в знании и преданно служит Мне, — тот очень дорог Мне»
Шесть плохих качеств – это вожделение, гнев, жадность, иллюзия, зависть и безумие. Контроль чувств становится возможным не за счет их сдерживания или механического подавления, а благодаря знанию и обретению духовного вкуса. Основными качествами, мешающими познать Бога, являются первые три:
«В этот ад ведут трое ворот: вожделение, гнев и жадность. Каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу»
Шрила Прабхупада, основатель-ачарья ИСККОН, который прекрасно знал Аюрведу (древнюю медицину Индии), говорил: «Наполняйте четверть своего желудка водой, половину пищей, а оставшуюся четверть – воздухом. Не переедайте». Это положение полностью совпадает с предупреждением современной медицины о вреде переедания.
«О Арджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно»
Вайшнав сокращает свои материальные нужды до разумного минимума и отдает свою жизнь не потаканию своих мимолетных прихотей, а служению Кришне. Поэтому его жизнь является истинным образцом умеренности, уравновешенности и здравомыслия.
Преданный всегда оказывает почтение другим, не требуя почтения к себе, и с уважением относится ко всем живым существам. Он понимает, что жизнь всем дал Кришна, и у него нет никакого права отнимать ее.
Ложный престиж можно понимать двояко:
Вайшнав свободен от обоих видов ложного престижа. Он не прельщается блеском материальных достояний, так как знает, что все привлекательное – это всего лишь тень Кришны, который является всепривлекающей причиной всех причин.
В сознании Кришны много радостных моментов, однако отказаться от материальной жизни и подготовиться к возвращению обратно к Богу – непростая задача для обусловленной души. Быть серьезным – это значит осознавать конечную цель и всегда думать о том, как развивать свою любовь к Кришне и Его любимым преданным.
Сострадание заключается в проповеди, потому что самое высшее предназначение человеческой формы жизни – разорвать круг рождений и смертей, пробудить дремлющую в сердце любовь к Богу (прему) и вернуться в духовный мир, в котором нет тревог и скорби. Преданный хочет доставить удовольствие Кришне и стать счастливым не только сам, но и дать счастье всем живым существам, и потому проповедует.
Вайшнав – друг каждого, так как он ведет всех к Кришне. А Кришна – лучший друг всех живых существ.
Помимо того, что преданный может сочинять стихи, он еще наделен поэтическим восприятием мира. Он выходит за рамки обыденности и ощущает присутствие Кришны в чистой воде, солнечном и лунном свете. Преданный использует свою речь для прославления Господа и созерцает своим внутренним взором удивительную красоту Шри Кришны, Верховной Личности Бога. Каждую минуту преданный по-новому переживает сознание Кришны.
Это признак опытного преданного. Тот, кто только начинает преданное служение, всегда немного неуклюж. Однако с течением времени приходит умение, и его служение становится совершенным.
Молчаливость вайшнава заключается в том, что он никогда не говорит чепухи. Но когда он говорит, все его слова посвящены прославлению Шри Кришны и связаны со служением Ему.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта