Духовное развитие является научным процессом, требующим знаний, опыта и терпения. Девять основных методов этой древней практики являются краеугольным камнем этой науки.
Такое слушание включает в себя:
Прославление Господа бывает следующих видов:
В наше время жизнь людей полна беспокойств. Это затрудняет следование сложным методам духовной практики. Поэтому в священных писаниях сказано:
харер нама харер нама
харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва
настй эва гатир анйатха
«В нынешний век вражды и лицемерия единственный путь к освобождению - это повторение святого имени Бога. Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути».
Просто повторяя святое имя, человек сможет достичь высочайшего духовного совершенства. Это лучший способ обрести в жизни настоящую удачу.
Киртанам (прославление Господа) – второй из девяти методов духовной практики кришнаитов, следующий после шраванам (слушания). Его суть в том, чтобы петь и повторять имена Бога.
Лучше всего для этого подходит мантра “Харе Кришна”, но и любые другие молитвы и имена из истинных духовных традиций тоже подойдут.
Ежедневная практика кришнаитов - индивидуальное повторение святого имени Господа на четках (джапа). Мы также совместно поем мантру в храмах и на улицах - это называется киртан.
Также к киртану относится обсуждение деяний Бога и Его славы, философии, практики и т.д. Услышав духовное послание, благоприятно пытаться пересказывать его другим. Все это позволяет погрузиться в постоянную медитацию на духовную реальность.
Вишнох смаранам, или памятование о Господе, позволяет углубить свою духовную практику тому, кто очистил сердце с помощью шраванам (слушания) и киртанам (повторения). Смаранам – это практика сосредоточения своего ума на Верховном Господе, размышления о Нём и желания больше понять Его личность.
К видам смаранам относится:
памятование о святом имени Господа (это самый доступный вид для тех, кто только начал заниматься духовной практикой);
памятование о форме (облике) Господа;
памятование о качествах Господа;
памятование о деяниях Господа.
Качество памятования зависит от интенсивности чувств и глубины взаимоотношений между Господом и Его преданным.
Сюда включается поклонение в храме, принесение поклонов, изучение «Бхагавад-гиты» и другое.
Молитвы можно возносить как:
Это особый вид преданного служения, позволяющий практикующему еще теснее связаться с Господом, а также обрести защиту от врагов и всего того, что тревожит сердце. Служение другим вайшнавам также входит в этот вид преданного служения, поскольку вайшнавы всегда пребывают в сени лотосных стоп Господа. Лотосные стопы Господа отмечены многочисленными благоприятными знаками, такими как стрекало погонщика слона, лотос, арена для жертвоприношений, рыба, стрела, зерно, сосуд для воды и других.
Выполнять поручения можно двумя способами:
Поручения выполняют с помощью трех составляющих:
То есть все поручения должны быть поняты разумом, их осуществление должно быть сопряжено с желанием (функция ума), а также должны быть усилия, направленные на осуществление задуманного (телесная деятельность).
Эту разновидность преданного служения можно совершать, находясь на высоком уровне духовного развития. Господь всегда остается нашим другом, даже когда душа отворачивается от Него и пытается обрести счастье в мире мертвой материи. Развитие дружеских чувств к Господу – одна из неотъемлемых частей духовного становления.
Это самая сложная разновидность преданного служения, которая так же, как и предыдущая (сакхьям), практикуется на высших уровнях духовного развития. Имитировать ее нет необходимости. Продавать имущество и уходить из семьи тоже. В первую очередь подразумевается, что все чтобы мы не делали служило Его интересам. При правильном и постепенном следовании вышеупомянутым методам, такое желание разовьется само собой. При этом это внешне, в вашей жизни может ничего не поменяться.