Имя Бога – это не обычный звук. В отличие от материальных звуков, имена Бога нисходят из духовного мира и обладают очищающей силой. Святое имя – это звуковое воплощение Бога, и, поскольку Господь абсолютен, между Его святым именем и формой нет разницы. Поэтому можно общаться с Самим Богом, просто произнося Его святое имя.
У Бога бесчисленное множество имен. Шри Чайтанья Махапрабху, воплощение Верховной Личности Бога в роли преданного, в одной из своих молитв произносит:
"О мой Господь, только Твое святое имя способно даровать высшее благо всем живым существам, и потому у Тебя сотни и миллионы имен, таких как Кришна и Говинда. В эти трансцендентные имена Ты вложил все Свои энергии, и нет строгих правил воспевания этих имен. О мой Господь, по доброте Своей Ты дал нам возможность легко приблизиться к Тебе с помощью Твоих святых имен, но я так неудачлив, что не чувствую к ним никакого влечения."
Выражение почтения Личности Бога, Васудеве, указывает непосредственно на Господа Шри Кришну, божественного сына Васудевы и Деваки. Почему Кришна в материальном мире именно их выбрал своими родителями? Васудеву и Деваки в момент сотворения вселенной звали Сутапа и Пришни. Они совершали суровые аскезы и поклонялись Верховной Личности Бога, строго следуя религиозным заповедям. Господь был очень доволен ими и явился, чтобы исполнить любое их желание. В этот момент Пришни (Деваки) вместо того, чтобы просить о полном освобождении от материального рабства, попросила Господа стать ее сыном. Когда Господь является в человеческом облике, у Него должны быть мать и отец, поэтому он избрал Деваки и Васудеву Своими вечными родителями. Это благословение исполнилось трижды в разные эпохи: Господь являлся как Пришнигарбха, сын Пришни и Сутапы, затем был Упендрой, сыном Адити и Кашьяпы, а теперь явился как Кришна, сын Васудевы и Деваки.
Господь Вишну, пребывающий в сердце каждого, явился во тьме ночи как Верховная Личность Бога и предстал перед Деваки, похожей на богиню. Васудева увидел чудесного младенца с четырьмя руками, в которых Он держал раковину, булаву, диск и цветок лотоса. Его грудь была украшена знаком Шриватсы и драгоценным ожерельем с камнем Каустубха. Одет Он был в желтый шелк и сверкал как черная грозовая туча. На Нем был шлем с драгоценными камнями, браслеты, серьги. Из-под шлема струились красивые густые волосы. Васудева был поражен необычным видом ребенка. Он понял, что родился Господь – земное дитя не может родиться с четырьмя руками, с драгоценностями, в дорогой одежде и со всеми знаками Верховной Личности Бога.
Когда Васудева убедился, что новорожденный – это Верховная Личность Бога, он склонился перед Ним и, сложив ладони, начал возносить молитвы. Вслед за Васудевой молитвы Господу вознесла Деваки, мать Кришны. Исполненная чувством материнской любви и заботы, она переживала за новорожденного сына и попросила Господа принять облик обычного ребенка. Выслушав родителей, Господь пожелал, чтобы Его отнесли в Гокулу и обменяли на дочь, только что родившуюся у Яшоды.
Те, кто не понимает до конца, что явление и уход Господа трансцендентны (духовны), считают, что Верховная Личность Бога рождается подобно обыкновенному ребенку. Однако на самом деле это не так.
Верховный Господь, обладающий непостижимыми энергиями, может явиться в этот мир любым способом.Ему нет необходимости рождаться, как рождаются обычные люди, в результате оплодотворения лона женщины. Господь Кришна вошел в ум Васудевы как властелин всего сущего. Это значит, что Господь Кришна сначала появился в чистом сердце Васудевы, а затем переместился в сердце Деваки. Он не был внесен во чрево Деваки обычным путем, вместе с семенем. Господь пребывает и внутри и снаружи всего сущего.
Существует множество божественных игр Кришны, где он выступает то как творец материального мира, то как воплощение в виде рыбы или черепахи, то как повелитель гун материальной природы в облике Господа Брахмы и Господа Шивы, а также в виде других аватар (образов), наделенных особыми полномочиями.
Однако самыми важными из бесчисленных игр Кришны являются те, в которых Он играет роль юного пастушка с флейтой. Говорится, что Кришна никогда не покидает Вриндаван.
«Кришна велик в Матхуре. Еще более Он велик в Двараке. Но наиболее великим Он предстает во Вриндаване»
В Двараке Кришна являет Свои игры как Васудева, однако между Васудевой в Матхуре и Двараке и изначальным Кришной во Вриндаване нет никакой разницы. Во Вриндаване, Матхуре и Двараке Кришна проявляет разные аспекты, отвечая на настроение преданных в этих местах. Например, преданные, чья любовь имеет оттенок благоговения перед достояниями Кришны, пребывают в обители великолепия – Двараке, тогда как преданные, чья любовь вызвана сладостью Кришны, живут в обители сладости – Вриндаване. Поэтому говорится, что во Вриндаване, Матхуре и Двараке Кришна проявляет три разных аспекта. И отличительная черта каждого места определяется теми различными качествами, которые являет Кришна в каждой обители. В Двараке Кришна совершенен, но являет не все свои божественные качества. В Матхуре Он более совершенен, потому что показывает все свои божественные качества, но не в полной мере. Во Вриндаване же Он абсолютно совершенен, поскольку проявляет все свои качества во всей полноте.
Бог один, но в соответствии с разными обстоятельствами Он распространяет Себя в бесчисленное множество трансцендентальных форм. Такие формы Господа называют экспансиями, что означает «расширение, выход за первоначальные пределы». Некоторые из экспансий обладают всеми достояниями Верховной Божественной Личности.
Изначально существует только Верховная Личность Бога, Шри Кришна. Из Него исходит Баларама – первая полная экспансия. Эта форма Господа отличается от Кришны цветом тела и настроением. Она представляет собой гуру-таттву, изначального духовного учителя, и распространяет Себя во множество других форм. Нз Баларамы исходит первая четверичная экспансия (1-я чатур-вьюха): Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха.
Из Санкаршаны появляется Господь Нараяна, повелитель духовных планет Вайкунтх. Из Нараяны исходит вторая четверичная экспансия (2-я чатур-вьюха) – Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Из второго Санкаршаны появляется Маха-Вишну, силой которого создается материальный мир со всем многообразием вселенных. Затем из Маха-Вишну появляется Гарбходакашайи-Вишну, который входит внутрь каждой отдельной вселенной. А из Гарбходакашайи-Вишну появляется Кширодакашайи-Вишну, который входит в сердце каждого живущего в материальном мире существа и в каждый атом Творения. Так Господь Кришна при помощи Своих личных экспансий поддерживает все духовные и материальный миры.
Господь Шри Кришна – источник жизненной силы; Он распространяет ее через Свои экспансии: Васудеву, Санкаршану, Прадьюмну и Анируддху. Благодаря этим экспансиям наше тело обладает способностью говорить, видеть, слышать и мыслить. Считается, что Санкаршана является источником всех живых существ материального и духовного мира, Прадьюмна – источником их разума, Анируддха – ума, а Васудева – их вечным объектом поклонения.
Бытие четверной экспансии духовно, и его можно постичь только на уровне шуддха-саттвы – это трансцендентное состояние чистой благости, которое на языке священных писаний называется васудевой.
«Пребывая в чистом сознании Кришны, я всегда выражаю почтение Господу Васудеве. Сознание Кришны – это вечно чистое сознание, и, когда человек обретает его, пелена, застилавшая от него Верховную Личность Бога, Васудеву, спадает с его глаз»
В данном стихе объясняется, что чистое состояние сознания называется васудевой потому, что у того, кто находится в этом состоянии, с глаз спадает пелена, скрывавшая от него Васудеву. Чтобы достичь этого уровня беспримесного преданного служения, необходимо строго следовать всем правилам преданного служения и избавиться от корыстных желаний, осуществлению которых способствует кармическая деятельность и философские спекуляции.
Слово васудева может употребляться в разных значениях, но в любом случае имя Васудева указывает на вездесущую или локализованную Верховную Личность Бога. В «Бхагавад-гите» (7.19) также говорится: васудевах сарвам ити. Постичь истину – значит понять Васудеву, Верховную Личность Бога, и предаться Ему. Васудевой называется сфера, в пределах которой Верховная Личность Бога доступна нашему взору. Это возможно только тогда, когда мы выходим из-под оскверняющего влияния материальной природы и обретаем чистое сознание Кришны. Благодаря слушанию, повторению, памятованию и другим методам преданного служения, человек, обладающий глубокими познаниями в науке о Кришне, постигает Верховную Личность Бога.
Источники:
1. «Шримад-Бхагаватам», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.
2. «Источник вечного наслаждения», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта