Дхенукасура — демон в форме осла, который олицетворяет невежество, грубое материалистическое сознание, отрицание духовного знания. Это первый по счету демон, который был убит Баларамой. Два других демона, погибших от Баларамы, — это Праламбасура и Двивида.
Это произошло, когда Кришне и Балараме исполнилось шесть лет. В день, когда Они впервые вышли пасти коров, Их путь лежал мимо Талавана. Из леса исходил чудесный аромат спелых фруктов. Мальчики-пастушки сказали: «Дорогой Баларама, Ты очень могуч, у Тебя такие сильные руки. Дорогой Кришна, Ты так ловко убиваешь зловредных демонов. Знаете ли Вы, что здесь неподалеку есть большой лес Талаван? В этом лесу очень много пальм, усыпанных плодами. Некоторые из плодов уже упали, а другие, совсем зрелые, еще висят на деревьях. Этот лес — прекрасное место, но туда очень трудно попасть из-за огромного демона Дхенукасуры. Никто не может подойти к этим пальмам и собрать плоды. Дорогие Баларама и Кришна, демон Дхенукасура живет там в облике осла вместе с другими демонами в таком же обличье. Все они очень сильны, так что к этому лесу невозможно даже приблизиться. Любезные братья, только Вы в состоянии уничтожить этих демонов. Кроме Вас, никто не может войти в лес Талаван из страха быть убитым. Даже звери туда не ходят, и птицы там не живут. Все они покинули этот лес. Можно только издали наслаждаться доносящимися оттуда чудесными ароматами. Кажется, до сих пор никто и не пробовал растущих там сладких плодов — ни тех, что еще висят на деревьях, ни тех, что уже упали на землю. Дорогой Кришна, честно говоря, нас очень привлекают ароматы этого леса. Дорогой Баларама, если хочешь, пойдем туда и отведаем эти плоды. Их благоухание теперь разносится повсюду. Разве Ты не чувствуешь его здесь?»
Может показаться, что мальчики-пастушки просто захотели полакомиться чудесными фруктами, но это не так. Они — чистые преданные, для себя им ничего не нужно. Пастушки хотели предложить эти фрукты Кришне и Балараме, но знали, что если скажут об этом, то братья откажутся, ведь в их корзинке с завтраком и так есть все необходимое.
Услышав просьбы друзей, Баларама и Кришна захотели порадовать их и, улыбаясь, направились вместе с ними к лесу Талаван. Как только Баларама вошел в лес, Он стал трясти растущие там деревья с силой, равной силе слона. Все спелые плоды тут же посыпались на землю.
В это время Дхенукасура отдыхал. Услышав стук падающих плодов, он понял, что кто-то забрался в его лес, вскочил и, издавая ослиные звуки, бросился к тому месту, где был Господь Баларама, чтобы убить Его. Представ перед Ним, Дхенукасура ударил Господа Балараму задними копытами.
«Шримад-Бхагаватам» описывает эти события сжато, но в других ведических писаниях они приводятся более детально. В соответствии с «Гарга-самхитой», Господь Баларама поймал его за ноги и забросил на двенадцать километров вверх. Дхенукасура приземлился точно на голову и потерял сознание на час. Затем он поднялся и побежал обратно, однако подумал: «Этот белокожий пастушок уж очень силен. Дай-ка я атакую его маленьких спутников». Он бросился к другим пастушкам, но не учел, что и те были очень сильны. Они не были обычными маленькими мальчиками. Сначала он накинулся на Шридаму, но тот не стал убегать. Он взял свою палку и ударил Дхенукасуру по голове. Тот опрокинулся на землю и был ошеломлен, он не мог поверить. Затем подошел Субала и начал бить Дхенукасуру в морду. Потом подбежал Кришна и начал стегать его веревкой. Демон не мог понять, что происходит. Затем Арджуна и еще один мальчик подошли, подняли тело Дхенукасуры и бросили об землю. Вишала и Вришабха пришли. Они запрыгнули на Дхенукасуру и начали душить его. Девапрастха подбежал и начал хлопать его по морде. Дхенукасура был полностью обескуражен. Один крошечный пастушок, Варутапа, тоже хотел побежать туда. Но он был маленьким мальчиком и не знал, что делать. Тогда он подбежал к Дхенукасуре и бросил в него своим мячиком. Дхенукасура потерял сознание. Затем он очнулся, поднялся и подумал: «Что же делать? Есть еще один пастушок, на которого я не нападал».
Итак, он бросился к Кришне. Кришна поднял его и подбросил на десять километров. Он приземлился на холм Говардхан, упал на голову и потерял сознание на час. Затем он вскочил и бросился обратно. Он поднял Кришну и взлетел в небо, и тут Кришна дал ему по голове. Дхенукасура упал с высоты и приземлился на свою голову. Но затем он вновь поднялся. Затем Дхенукасура сделал поразительную вещь: он поднял холм Говардхан и бросил его в Кришну. Кришна поймал холм и бросил его обратно в Дхенукасуру. И Дхенукасура бросил его обратно в Кришну, а Кришна поставил этот холм на место. Дхенукасура подумал: «Что же мне делать? Я знаю: я вновь нападу на этого белокожего мальчика». Он побежал прямо на Господа Балараму, главного из них. Господь Баларама поймал его за задние копыта Своей рукой, раскрутил, и Дхенукасура в этот момент умер. Он залетел на вершину дерева и повалил его.
Затем случилось удивительное: когда Дхенукасура покинул тело, прекрасная трансцендентная личность вышла из него, с очень красивой гирляндой из лесных цветов, и предложила свои поклоны Балараме и Кришне. Затем с Голоки Вриндаваны снизошла колесница длиной двенадцать километров. На ней находились сто тысяч обитателей Голоки Вриндаваны. У колесницы была тысяча колес, и ее тянули десять тысяч лошадей. Она передвигалась быстрее скорости мысли. Дхенукасура обошел вокруг Кришны и Баларамы, в своей чистой форме взошел на колесницу и отправился обратно на Голоку Вриндавану.
В «Шримад-Бхагаватам» описывается, что когда демон был закинут на дерево, все его друзья и приятели объединились и яростно напали на Балараму и Кришну, исполненные решимости отомстить за смерть друга. Но Кришна и Баларама хватали ослов и раскручивали их, держа за задние ноги. Так Они убили их всех и забросили на верхушки пальм. Услышав об этом удивительном происшествии, полубоги с высших планет принялись осыпать Кришну и Балараму цветами. Ликуя, они били в барабаны и возносили молитвы, проникнутые любовью и преданностью.
Через несколько дней после гибели Дхенукасуры люди стали приходить в лес Талаван и собирать плоды. Вернулись и животные: теперь они не боялись пастись там на лужайках с сочной травой. Слушая или рассказывая другим об этих божественных деяниях братьев Кришны и Баларамы, можно приумножить запас благочестивых поступков.
Дхенукасура имел тело осла. Ослы известны своим невежеством и упрямством. Он был очень завистлив. Он сам не ел фрукты в лесу, а просто смотрел на то, как они созревали, падали на землю и сгнивали. А когда кто-то приходил, чтобы взять фрукты, он убивал его. Эта зависть — качество невежества.
Дхенукасура олицетворяет гуну невежества. Прежде всего, это невежество относительно нашей истинной деятельности, заблуждения о природе Святого Имени и природе Господа. Дхенукасура лишает человека понимания в отношении того, кому он должен поклоняться.
Чтобы избавиться от этого невежества, нужно получить особую милость Господа Баларамы. Господь Баларама — изначальный духовный учитель, а те, кто следует за Ним, обретают духовное шакти от Него. Когда преданные принимают прибежище у своих духовных учителей, они могут получить это особое шакти. Так, только по милости духовного учителя человек может избавиться от влияния Дхенукасуры.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта