Красота очаровывает нас и доставляет наслаждение, она обладает удивительной терапевтической силой. Влечение к красоте – глубинная природа человека, наши глаза сами устремляются к красивому. Люди готовы тратить на нее много денег, времени, сил.
Но сама идея красоты не очень понятна людям. Как мы определяем, что красиво, а что нет? Почему красота привлекает нас? Почему она существует в природе?
Красота спасет мир.
Ф. М. Достоевский
Достоевский в романе «Идиот» вложил в уста своего героя слова «Красота спасет мир». Речь идет о настоящей красоте, о той, которая спасает человека от низменных состояний сознания и поддерживает в нем возвышенный дух.
В «Бхагавад-гите» (10.41) Кришна говорит: «Пойми же, что все величественное, прекрасное и славное в этом мире порождено лишь искрой Моего великолепия».
У нас есть внутренняя эстетическая ориентация находить в мире все самое красивое. Люди ищут красивые места, красивых людей, красивые дома, красивые вещи и радуются, когда красота входит в их жизнь. Но мало кто догадывается, откуда берется эта радость.
Люди рассматривают красоту как нечто не связанное с Господом, но на самом деле это одно из Его достояний. Это не просто удачный набор форм или цветов. Это проявление энергии Кришны.
Когда человек смотрит на что-то красивое в этом мире, он косвенно соприкасается с Кришной. Мы стремимся к красоте в любых ее проявлениях именно потому, что неосознанно ищем повсюду Бога, из которого она исходит.
Кришна – изначальная личность, источник всего, в том числе и красоты, а значит, нет и не может быть никого красивее Кришны. И хотя Он древнейший, Он вечно молод, свеж и лучезарен.
В «Брахма-самхите» (5.30) говорится, что красота Кришны значительно превосходит красоту миллионов Купидонов. А ведь бог любви очень красив и способен привлечь каждого. Но Кришна красивее миллиона Купидонов! Одно из имен Кришны – Мадана-Мохана, «тот, кто покорил самого бога любви».
Кришна очаровывает Купидона, а Купидон очаровывает нас. Но если человек достаточно удачлив, чтобы быть очарованным Кришной, он больше никогда не будет пленен Купидоном. Если человеку посчастливилось увидеть Кришну, поражающего своей необычайной красотой, он достиг цели жизни. Он больше не будет стремиться наслаждаться красотой материального мира.
Сила, заключенная в сладости красоты Кришны, непостижима для человеческого ума. Все живые существа пленяются нежными звуками Его голоса и флейты. Но в то же время никто не в состоянии по достоинству оценить красоту Господа своими усилиями. Только те, кто достиг трансцендентного уровня любви к Нему и занимается преданным служением, способны на это. Такие чистые преданные поэтично описывают Его удивительный облик, как это сделал Рупа Госвами:«Сладостная, подобная нектару красота тела Кришны сияет как цейлонский сапфир. Он одет в желтые одежды, а на Его шее гирлянда из лесных цветов. У Него длинные вьющиеся волосы, а тело умащено многочисленными ароматными маслами. Его дивной красоты корона украшена множеством разнообразных цветов. Игривые движения Его вздернутых черных бровей чаруют сердца гопи. Его подвижные глаза прекрасны словно цветы синего и красного лотоса. Кончик Его носа красив как клюв Гаруды, царя птиц. В ушах Его свисающие до самых щек серьги, осыпанные различными самоцветами. Его прекрасное лотосное лицо великолепно как скопление миллионов лун»
Даже один крошечный луч света, исходящий из пальца ноги Кришны, в миллион раз прекраснее всего, что мы можем увидеть в этом мире.
В священных писаниях существует множество упоминаний о божественной красоте Кришны и историй, связанных с ней. Например, описывается, что сама богиня процветания совершала аскезы (добровольные лишения, направленные на удовлетворение Господа), чтобы получить возможность общаться с Кришной. Таково величие ни с чем не сравнимой красоты Господа.
Как сказано в «Учении Шри Чайтаньи» (гл. 10), для гопи (пастушек, окружавших Кришну в юности, когда Он являл свои игры в материальном мире) наслаждение красотой Кришны было нескончаемым блаженством. Они любовались Его прекрасным лицом, ушами, Его высоким лбом и Его улыбкой. Наслаждаясь этим зрелищем, они обычно сетовали на творца материальной вселенной Брахму за то, что облик Кришны то и дело заслонялся от них во время моргания. Они ни на мгновение не хотели отрывать свои взоры от прекрасного Господа.
В третьей песне «Шримад-Бхагаватам» (3.2.12) Уддхава говорит Видуре:
«Господь явил Себя в этом бренном мире посредством Своей внутренней энергии, йога-майи. Он пришел сюда в Своей вечной форме, которая идеально подходит для Его игр. Игры Господа поразили всех, даже тех, кто был очень горд своими достоинствами, включая Самого Господа в образе Господа Вайкунтхи. Вот почему Его [Шри Кришны] трансцендентное тело является украшением всех украшений»
Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.39) предостерегает:
«Мой дорогой друг! Если ты все еще жаждешь наслаждаться мирской дружбой и любовью, не ходи на берег Ямуны, не смотри на улыбающегося Говинду! Он играет на флейте, Его тело, изогнутое в трех местах, освещает полная луна! Он украдет твое сердце, ты станешь безумцем и забудешь своих мирских друзей и подруг!»
Кришна – океан красоты. В «Кришна-карнамрите» говорится, что тело Кришны сладостно, лицо Его еще слаще, а самое сладкое – это Его улыбка. Именно из этой красоты берет начало все прекрасное.
Каждый раз, восхищаясь красотой материальной природы, мы можем вспоминать о Кришне и его необыкновенной привлекательности, в сравнении с которой меркнут даже самые чарующие проявления этого мира. Это поможет видеть мир как проявление энергии Бога, что, в свою очередь, устраняет противоречия в мыслях и удовлетворяет желания ума, ведь Кришна – это тот, у чьих стоп душа полностью успокаивается. В этом смысле красота действительно спасет мир.
Но красота Кришны – лишь одно из Его достояний!
Источники:
1. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А. Ч. Бхагавад-гита как она есть. – М.: Бхактиведанта Бук Траст, 2007.
2. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А. Ч. Учение Шри Чайтаньи. – М.: Бхактиведанта Бук Траст.
3. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А. Ч. Шримад Бхагаватам. – М.: Бхактиведанта Бук Траст.
4. Рупа Госвами. Бхати-расамрита-синдху.
5. Шрила Билвамангала Тхакур. Кришна-карнамрита.
6. Враджендра Кумар дас. Шесть достояний Бхагавана. Часть 5 – Красота. Лекция, прочитанная 07.07.2013.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта