Аватара – буквально, «тот, кто нисходит из духовного мира» (санскрит). Согласно ведическим произведениям, Верховный Господь периодически лично посещает материальный мир по Своей беспричинной милости и для исполнения конкретных миссий. Вот что Он Сам говорит об этом:
«Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век».
Ведическая литература изобилует достоверными описаниями различных пришествий Господа, Его деяний и игр. Все они имеют глубокое философское значение и внутренний смысл, а уроки, которые можно из них получить, будут актуальны во все времена для всего человечества.
Однако быть Богом – или хотя бы казаться Им ради славы и почета, или ради ложного самоудовлетворения – извечное демоническое желание в материальном мире. Поэтому в разные времена всегда появлялись, появляются и будут появляться так называемые лжебоги – обманщики, притворщики, оскорбители, которые решили объявить себя Всевышним или Его аватарой. Такие личности требуют соответствующего к себе отношения.
К счастью, те же ведические источники – кладезь духовной науки, и главная «инструкция» правильной жизни в этом мире содержит авторитетные описания того, как отличить аватару – Самого Бога, нисшедшего в этот мир (или Его представителя), от притворщика и лжепророка.
Интересно, что и в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила), авторитетном священном произведении, великий святой Санатана Госвами задает почти такой же вопрос Самому Верховному Господу, воплотившемуся на Земле около 500 лет назад как Шри Чайтанья Махапрабху. Что же ответил Сам Предвечный Господь?
«”Узнать о различных воплощениях Бога в прошлые эпохи можно, обратившись к ведическим писаниям, – отвечал Господь, – и точно так же можно определить, кто действительно является воплощением Бога в эту эпоху, Кали-югу”. Тем самым Господь подчеркнул необходимость обращения к авторитетным писаниям. Иначе говоря, не следует произвольно принимать кого-то за воплощение Бога – надо постараться определить, кто является воплощением, на основе признаков, указанных в священных писаниях. Воплощение Верховного Господа никогда не объявляет Себя таковым, но Его последователи, сверяясь с авторитетными писаниями, должны установить, кто является воплощением, а кто – обманщиком».
Итак, Сам Господь подтверждает важность обращения к ведической литературе. Так давайте наконец-то обратимся к ней. Как все-таки отличить Бога? Что это за критерии?
Всего есть два вида отличительных признаков – сущностные, или личные, и внешние, то есть деяния Господа. В священных писаниях приводятся оба вида. Например, такие термины как парам («высший») и сатьям («истина»), которые приводятся в самом начале «Шримад-Бхагаватам» (1.1.1), являются сущностными характеристиками. Примером же внешних признаков может быть то, когда Господь совершает великое деяние, не имеющее равных, которое никто не может повторить в принципе. К примеру, создать вселенную или поднять Землю из вод вселенского океана. Конечно, есть деяния и меньшие по размаху (например, практически в одиночку уничтожить многомиллионную армию или жениться одновременно на 16108 девушках). Если вы вдруг встретите личность, которая при вас без усилий поднимет холм одним мизинцем левой руки, можете смело поинтересоваться, не Бог ли это? Но есть еще одно важное уточнение: внешние критерии связаны с осуществлением определенных целей и не являются постоянными. Так что не спутайте просто великого человека и Бога: для этого необходимо научиться распознавать аватару по совокупности признаков, убедиться, что оба вида присутствуют.
Еще один немаловажный фактор – это то, что в шастрах (священных писаниях), в основном уже предсказаны появления всех главных и ближайших аватар, и описаны их определенные характеристики: деятельность, внешность, имя, место рождения и так далее. В «Шримад-Бхагаватам» можно прочитать как описания различных уже приходивших аватар, так и нескольких, которые придут в будущем. Например, был предсказан приход Господа Будды (причем не только в «Шримад-Бхагаватам»), и есть описания прихода Господа Калки. Написано, что Он придет в конце Кали-юги, родится в Тибете, а Его отца будут звать Вишнуяша.
Так что, если вам вдруг попадется некто, объявляющий себя Богом (или Его воплощением), смело открывайте священные писания и смотрите, является ли этот человек таковым как по внешним (деяния, деятельность), так и по сущностным (личным) признакам. Если же вы плохо знаете шастры и вас одолевают сомнения в собственной компетенции, можете обратиться к знатоку шастр, которому вы доверяете и в квалификации которого уверены. Так вы точно не ошибетесь.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта