Любовь Шримати Радхарани

Поделиться
Дата: 23.03.2016 | Время на чтение: 19–20 мин.
Любовь Шримати Радхарани

Обитель красоты, дыханье расы, Родник блаженства, кладезь состраданья, Очарованья россыпь, слов игривых блеск, Наук царица и любви богиня — О Радха, пусть наш ум к Тебе одной стремится! О совершенство вечных совершенств!

Прабодхананда Сарасвати

Все наши желания, страсти, наслаждения и страхи имеют одно происхождение. Их источник — забвение любви, дремлющей в наших сердцах. Найти эту любовь — вот в чем нуждается каждое живое существо, потому что только она наполняет жизнь по-настоящему. Любя Господа и поставив Его в центр своего бытия, можно полюбить безусловной любовью весь живой мир.

Величайшая проблема мира – голод. Но не голод живота, а голод сердца. Люди духовно одиноки, они эмоционально голодают и безуспешно пытаются утолить этот голод множеством ненужных вещей. А между тем единственное, что может унять этот голод, – любовь к Богу.

Господь Шри Кришна совершенен. Он в полной мере обладает всеми богатствами, силой, красотой и знанием. Ничто не принуждает его к действию, и у него нет материальных чувств. Ему нет равных, ибо Он — величайший из всех. И тем не менее есть души, которые испытывают несравнимо большее блаженство, чем Он Сам. Как же такое может быть? Кто эти самые удачливые из всех живых существ и как им удалось достичь этого?

«Блаженство, которое испытывают гопи (девочки-пастушки), в десять миллионов раз сильнее того блаженства, что испытывает Сам Господь Кришна, когда глядит на них», утверждает «Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 4.187). Гопи знают все желания Кришны и знают, как доставить Ему радость своим совершенным, полным любви служением. Они искусно служат своему возлюбленному, желая, чтобы Он всегда был доволен. Никто другой по-настоящему не знает о величии Шри Кришны, о Его настроении и о том, как почитать Его.

Всех жителей духовного мира объединяет то, что они осознали себя частичками Бога и Его слугами. Гопи — это самые лучшие слуги, потому что они могут пожертвовать всем ради Кришны. Но пока нам не нужно подражать пастушкам Вриндавана. Мы можем начать очищать свое сердце от эгоизма и зависти, слушать о тех, кто посвятил свою жизнь Всевышнему, и заботиться о тех, кто рядом.

47 Radharani.jpg

Шримати Радхарани — самая возвышенная и красивая из всех гопи. Она обладает неисчислимыми достоинствами и, что самое важное, превосходит всех в Своей любви к Кришне. Тело Шримати Радхарани сияет как расплавленное золото, а Ее сладостная красота постоянно усиливается, и каждый день Шри Радха становится еще красивее. Она — возлюбленная Кришны, богатство Его жизни. Господь очаровывает весь мир, но Шримати Радхарани пленяет даже Его.

Она исполняет все желания своего возлюбленного и превосходит всех в поклонении Ему, но кто может понять Ее любовь? Сам Кришна в недоумении: «Всем сердцем Я стремлюсь познать блаженство, доступное любящему, и не могу, несмотря на все усилия. Как же Мне быть?» Даже для Всевышнего Господа Ее чувства остаются загадкой! «Поистине, нет ничего более возвышенного, чем Ее любовь. Но в любви этой нет и тени гордыни — вот признак ее величия» (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.129, 134). «Пусть горе придет ко мне, лишь бы Кришна был счастлив, и если Он чувствует счастье, причиняя мне боль, то эта боль — самое большое счастье для меня» — вот Ее философия, суть всех Ее желаний.

Шри Кришна сам говорит: «Сколько бы Я ни наслаждался Своей любовью к Радхарани, Она в Своей любви ко Мне испытывает наслаждение в десять миллионов раз большее». Почему так происходит? Кришна объясняет: «Я наслаждаюсь блаженством, которое доступно любимому. Но Радха, любящая, испытывает наслаждение в десять миллионов раз большее» (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.126, 133). Мудрецы, глубоко изучившие отношения мужчины и женщины, утверждают, что влюбленные, общаясь друг с другом, получают одинаковое удовольствие. Но в духовном мире эти отношения имеют совсем иную природу, и специалисты в мирских вопросах ничего не знают о таких отношениях. Оказывается, когда мы отдаем, мы получаем больше наслаждения, чем тот, кому отдаем.

Шримати Радхарани так же полностью духовна, как и Кришна. Шри Кришна не может наслаждаться тем, что по своей внутренней природе отлично от Него. Поэтому Радха и Кришна едины. Она не принадлежит к числу обусловленных душ, которые имеют грубые и тонкие материальные тела. Радхарани не величайшая преданная. Она — сам Кришна:

Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. <…> Шри Кришна — источник энергии, а Шримати Радхарани — Сама энергия, внутренняя энергия Кришны. Согласно философии веданты, между энергией и ее источником нет разницы, они едины. Их невозможно разделить, как невозможно отделить тепло от огня.

Они являются одной душой, тем не менее с незапамятных времен Они разделились на две различные формы, чтобы наслаждаться своими играми. Ту же истину провозглашает и «Брихад-гаутамия-тантра»: «Трансцендентная богиня Шримати Радхарани — вечная спутница Господа Шри Кришны, неотличная от Него Самого. Она главная среди богинь процветания. Все в Ней привлекает всепривлекающего Господа, Личность Бога. Она — предвечная внутренняя энергия Господа».

3 Radharani.jpg

Все, что происходит с Кришной и его спутниками, хотя и напоминает нашу жизнь, все же в корне отличается от нее, потому что имеет духовную природу. Чистые души, которые всегда сопровождают Кришну, достойны такого же поклонения, как и Он, поэтому нельзя приравнивать их божественные деяния к привычным мирским удовольствиям.

В Своей духовной обители Они всегда вместе, и когда Кришна рассказал Шримати Радхарани, что собирается явить Свои игры на Земле, Она согласилась прийти вместе с ним, при условии, что первым, кого Она увидит, будет Ее возлюбленный. Поэтому, воплотившись на этой планете, до определенного времени Шри Радха не хотела открывать глаза, притворяясь слепой, пока к Ней не подошел маленький Кришна и Она не вдохнула Его необыкновенно родной аромат, который снова и снова ощущала при встречах с Ним в течение вечности.

Брахма 60 000 лет совершал аскезу в Пушкаре, и когда Кришна появился перед ним, он попросил благословения увидеть лотосные стопы Радхи: «О, если бы я мог родиться во Врадже! Я согласен появиться на свет в любом теле, лишь бы на голову мою опускалась пыль с лотосных стоп обитателей Гокулы. Кришна удовлетворил его просьбу и позволил ему родиться во Врадже холмом: «О Брахма, отправляйся во Врадж и стань холмом в городе Махариши Вришабхану» (Падма-пурана).

Каждый лист во Вриндаване поет славу Шримати Радхарани и Ее любви к Кришне:

О дочь Махараджи Вришабхану, Ты океан расы. Верховный Господь, источник всех воплощений, чья корона украшена павлиньим пером, припадает к стопам Твоих служанок, пытаясь умилостивить их Своими смиренными, отчаянными мольбами, чтобы они пустили Его в Твою кунжду, где Ты обычно предаешься с Ним любовным развлечениям. Если бы я смог стать одним из прутиков в метле, которой Твои сакхи подметают Твою восхитительную кунджу, моя жизнь увенчалась бы успехом.

В маха-мантре Хара — это Радха. Хара значит «та, которая украла сердце Кришны». «Когда Тебя нет возле Меня, люди называют Меня Кришна, но когда Ты рядом со Мной, люди зовут Меня Великолепный Кришна — Шри Кришна».

Иногда Шри Кришну обвиняют в легкомыслии, говоря, что Он одновременно проводил время с разными женами, но «как все воплощения исходят из Господа Кришны — источника всего сущего, так и все возлюбленные Господа исходят из Радхарани. Богини процветания — это частичные проявления Шримати Радхики, а царицы Двараки — отражения Ее образа» (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.76−77). В их наслаждениях нет ничего материального, поскольку Радхарани думает лишь о том, как удовлетворить Кришну.

Нет похоти в душе, познавшей Бога.
Есть только изначальная любовь,
Но те, в ком понимания немного, все это истолковывают вновь
По-своему, в угоду вожделенью,
Пытаясь танцу Кришны подражать
В телах, подвластных тлену, разрушенью.
Увы, им танец Кришны не понять...

Счастье Кришны зависит от того, насколько счастливы гопи. Поэтому все обитатели Вриндавана стараются служить Радхарани и Ее спутницам. Заслужив благосклонность гопи, можно с легкостью завоевать расположение Кришны, ибо Кришна принимает служение от того, которого представят Ему гопи. Бхакти, чистая любовь к Кришне, — собственность Шримати Радхарани. И только по Ее милости можно приблизиться к Нему, поэтому Радха — высшая богиня (парама-девата), достойная всеобщего почитания. Она покровительница каждого, мать Вселенной.

«Только если Я Сам когда-нибудь стану вместилищем Ее любви, Мне удастся познать радость, которую дарует эта любовь», — думал Шри Кришна (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.135), и, чтобы Самому испытать чувство неизменно возрастающей любви Шримати Радхарани, Господь Кришна явился в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, но это уже совсем другая история.



Источники:

  • Брихад-гаутамия-тантра

  • Бхакти Пурушоттама Свами, «Слава и игры Шримати Радхарани»

  • Варшана дас, «Варшана. Обитель Шримати Радхарани»

  • Вишну-пурана (6.5.47)

  • Падма-пурана

  • Радха-раса-судха-нидхи (8)

  • Чайтанья-чаритамрита (Ади-лила, глава 4, тексты 55−56,71,76,77,89,95,126,129,133−135,187,189, 212−214, 218, 257)

  • Шветашватара — упанишад (6,8)

  • Шрила Радханатха Свами, «Возрождение любви»

  • Шримад-Бхагаватам (10,14,34)

  • Ярослав Климанов, «Сказание о Кришне. Вриндаван и Матхура»



Видео
Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика