Кша́трии (санскр. क्षत्रिय, kṣatriya, «властный, благородный») — представители второй по значимости варны (каста, сословие) древнеиндийского общества, состоящей из влиятельных воинов. Из этой варны в Древней Индии обычно выбирались цари.
Санскритское слово «кшатрий» происходит от корня «кшат», которое имеет два значения – грех и наказание. Они единственные из всех варн (каст, сословий) имеют полномочия и силу наказывать других людей и защищают их от греха, организуя правильным образом жизнь в обществе. Кшатриям также дозволяются гнев и другие проявления страсти, так как это является их природой и необходимо для выполнения своего долга.
В обязанности кшатриев входит защита брахманов (сословие мудрецов, ученых), женщин, детей, стариков и коров, а также любого, кто не в состоянии сам себя защитить и просит о помощи.
Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой — таковы естественные качества кшатрия (Бхагавад-гита, 18.43).
Они говорят мягко и учтиво, но при этом очень четко, строго и справедливо, поскольку они не могут позволить слабость своему сердцу: они — исполнители закона, а закон не может иметь двузначного толкования.
Управляющий класс по своей природе должен быть достаточно разумен, чтобы, слушая брахмана (сословие мудрецов, ученых), понять науку о Боге и человеке, а также принимать судьбоносные решения в соответствии с наставлениями мудрецов.
Вспомните, какой царь без советника? В Ведическе времена, в соответствии с варнашрама-дхармой, царь беспрекословно следовал наставлениям брахманов — Ведических мудрецов, разум которых кристально чист, что позволяло увидеть любую сложную ситуацию в истинном свете. А такое видение дает возможность принимать разумные и справедливые решения.
Кшатрий, являясь правителем, позволяет всем людям делать то, в чем они сами желают преуспеть, но при этом каждому человеку отводит свое место в структуре царства так, чтобы это приносило пользу всем. Так достигается взаимопонимание и гармония в обществе, где каждый удовлетворен своим положением.
Другим важным моментом правления в Ведические времена было то, что положение кшатрия как царя предполагало полную ответственность за тех, кто от него зависит. А зависели от него все, кто проживал на территории, которой он управлял.
Именно поэтому кшатрий становится героем, который в трудные времена страданий и боли готов умереть за свою Родину или за самого малозначительного своего подопечного.
Современные кшатрии предстают, как правило, в двух ипостасях — благородные и великодушные представители власти (военные, работники правоохранительных органов, государственные деятели и т.д.), а также руководители крупных фирм и предприятий или их подразделений.
В отличие от вайшьев (сословие торговцев и земледельцев), кшатрии могут не обладать навыками ведения бизнеса, но зато они обладают властью и умением хорошо организовать тех, кто имеет необходимые качества. Обладая природной силой и энтузиазмом, кшатрии сами пробивают себе дорогу в жизнь и завоевывают лидирующее положение. Даже если кшатрии и получают зарплату, они все равно «выбивают» и достают для дела, которым они занимаются, гораздо больше, чем получают. Они признают власть силы и легко подчиняются иерархии, хотя все равно по духу остаются независимыми. Кроме этого, настоящие кшатрии признают власть знания и поэтому принимают совет и руководство брахманов (сословие мудрецов, ученых). Кшатрий, использующий силу по отношению к брахманам, обречен, — он подлец, и любые его начинания будут оборачиваться бедой и для окружающих, и для него самого.
Источники:
Анантешвара дас
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта