В течение более 20 лет традиционный принцип мужественности и женственности изнашивался и высмеивался, приводя в замешательство как мужчин, так и женщин. Пересмотр устаревших моделей поведения привнес неловкость в отношения между полами.
Должен ли мужчина вставать, когда женщина входит в комнату? Доставит ли он ей удовольствие, открыв перед ней дверь? Должен ли он уступать ей место в переполненном автобусе или метро? Изменились ли все эти правила? Есть ли в новом порядке что-либо предсказуемое и определенное?
Поначалу эти вопросы общественного этикета могут показаться поверхностными, но их вряд ли можно назвать банальными. Они отражают намного более глубокий подход, влекущий за собой серьезные последствия. Мы ведь, в конце концов, разнополые существа. Все, что мы делаем, продиктовано предназначением нашего пола. Первый элемент самоидентификации в детском возрасте происходит вследствие разделения на мальчиков и девочек. Любая путаница в этом вопросе или во взаимоотношениях между полами должна расцениваться как угроза стабильности общества как такового.
Доктор Чарльз Уиник изучал в Городском Университете Нью-Йорка более 2000 различных культур, существовавших в мировой истории. Он обнаружил, что только 55 из них размывают грань между мужественностью и женственностью. Ни одно общество, основанное на принципе «унисекс», не просуществовало дольше, чем несколько лет.
Почему? Потому что общество не может быть сильней, чем жизнеспособность составляющих его семей, а семья зависит от того, как представители противоположных полов относятся друг к другу. Мужественность и женственность не являются обыкновенными социальными тонкостями, развившимися с течением времени. Если обычаи меняются от одной культуры к другой, то связь между полами зависит от могущественной силы, таящейся глубоко внутри человеческого духа. Общественные «изобретатели» не должны вмешиваться в это как в нечто, касающееся лично их.
Такие социальные исследователи любят вмешиваться, но так или иначе, они пытались «вылепить» распределение ролей мужчин и женщин, по крайней мере, с 1986 года. Все то, что тысячелетиями подразумевалось под понятием «женственность», выставляется на посмешище и презирается.
Удивительно, насколько продуктивно небольшое количество радикально настроенных феминисток (помните первых «сжигателей бюстгалтеров»?) смогло переопределить роль женщины и перестроить отношения между полами. Эти подстрекатели давно уже дискредитированы, но не стоит недооценивать изменения, произошедшие в общественной позиции как результат навеянных ими идей. В одно лишь десятилетие, например, образ домохозяйки стал символом эксплуатации, притеснения, и – извините за оскорбление – тупости.
С самого начала существования человека, в большинстве культур женщины отождествляли себя с ответственностью за воспитание детей. Это было почетным занятием, не терпевшим никаких оправданий. Как же так случилось, что домашнее хозяйство превратилось в такую тяжкую обузу в Западном мире? Почему женщины, оставаясь дома в обществе маленьких детей, чувствуют такое неуважение со стороны общества, в котором они живут?
Частичный ответ на этот вопрос можно найти в нескончаемой бомбардировке масс-медиа по всем традиционным ценностям. Радио, телевидение, пресса и индустрия развлечений буквально (и умышленно) меняют образ мыслей Америки.
С тех пор, как Барбара Уалтерс и Том Снайдер вели трехчасовую телевизионную программу для женщин, прошло уже много лет. Я ссылаюсь на это сейчас, потому что в те времена эта программа преподносилась публике достаточно шаблонно. Трансляция велась на канале NBC в удобное время, захватывая внимание целой страны на весь вечер. (Насколько же фантастично могущество социальных изменений, производимых телевидением!)
Я внимательно смотрел Уалтерс и Снайдера по этому случаю, и даже записал программу для дальнейшего к ней обращения. Они пытались дать оценку миру женщин, изучая многообразие их видов деятельности и занятости. Результатом, однако, послужила мощная пропаганда того, что называется «новым видом мышления».
Женщин изображали во множестве рабочих ситуаций, от владения бизнесом до освоения разнорабочих профессий. Ни разу за трехчасовую программу, тем не менее, не прозвучала роль домохозяйки, за исключением косвенного обращения к этой «старомодной обязанности» в неясных и уничижительных выражениях. Пожалуй, 14 миллионов домохозяек проживало в то время в стране, но о них не обмолвились ни разу за всю программу, посвященную миру женщин. Я уверен, что зрители уловили эту идею.
Попытки переделать роль женщины проводились в широких масштабах, касаясь каждого аспекта общества. Например, я получил письмо о тех временах от матери, которая полюбопытствовала, почему с полок местной библиотеки убрали сотни книг.
Вследствие расследования она с ужасом обнаружила, что все книги, изображающие мужчин и женщин в традиционном контексте, были ликвидированы. Если женщину описывали готовящей обед, а мужчину – работающим на фабрике, такую книгу убирали. Очевидно, ни один камушек не остался стоять на своем месте в ходе революционной кампании по изменению наших идей, хотя никто не осмеливался назвать это цензурой.
Революция произошла не только в самоотождествлении относительно половой принадлежности женщин; мужественность также перевернули вверх дном. Помимо элементов общественного этикета, упомянутого ранее, были подняты более глубокие вопросы. Что же это на самом деле означает – быть мужчиной - на сегодняшний день? Мы знаем, что быть «мачо», что бы это ни значило, - неприемлимо, но мы не знаем, как мы должны поступать. Подумайте, как молодой муж может оценивать свою новую роль в начале семейной жизни. Ожидается ли, чтобы он зарабатывал на жизнь ради своей жены? Что ж, возможно, что нет. Она может приносить в дом гораздо больше денег, чем он. Ожидается ли, что он благосклонно возьмет на себя роль главы семьи в серьезных семейных решениях?
Даже поднять этот вопрос в некоторых кругах – это верный способ начать спор. Должен ли он быть стойким и сильным или нежным, чувствительным, эмоциональным? Увы, есть ли хоть что-то, что отличило бы его роль от роли его жены, и куда ему стоит обратиться, чтобы выяснить, что от него ожидается?
Исторически, женатые мужчины не были такими неуверенными; они интуитивно понимали, что два типа ответственности в семье превосходят все другие по степени значимости: они должны были предоставлять защиту и обеспечивать всем необходимым своих жен и детей. Можете быть уверены – они были тверды в своих обязательствах.
Если бы вы оскорбили женщину в 19 веке или раньше, вам предстоял бы короткий разговор с ее гневным мужем. Он бы, не колеблясь, отдал свою жизнь за нее, если нужно. Он был защитником ее чести, и она чувствовала себя уверенно под его опекой. Он черпал удовлетворение в том, какой материальный и нематериальный вклад он вносил в свою семью ради ее благополучия. Его самоотождествление с мужественностью соединяло его с женой и детьми и давало ему чувство гордости и достижения своей цели как мужчины.
Одной из серьезнейших угроз институту семьи в наши дни является разрушение этой роли защитника и кормильца. Это тот «вклад», который перекроил мужчин физически и эмоционально. Ведь если этого нет, их обязательства перед лицом жен и детей ставятся под угрозу.
Позвольте мне «оживить» эту концепцию. В течение жизни, полной ответственности и профессионального призвания, я черпал огромное удовлетворение в том, какую заботу я оказывал каждому члену семьи на протяжении более 30 лет. Я усердно трудился, чтобы обеспечить семью не только всем необходимым, но и некоторой роскошью. Я заботился о них во время опасности, я посвящал себя их благополучию. Мое самоотождествление неразрывно связано с семейными обязательствами. Если бы у меня отняли роль защитника и кормильца, много радости ушло бы из моей семейной жизни вместе с ней.
Я хотел бы, чтобы мне удалось подчеркнуть, насколько понимание мужественности является решающим для семейной стабильности. Социолог Джордж Гилдер говорит об этом в своей блистательной книге «Сексуальное самоубийство». Он разъясняет, что холостые мужчины (как класс) зачастую являются угрозой обществу. До тех пор, пока они не примут ответственность за семью, их сексуальная агрессия необузданна и потенциально разрушительна.
Он пишет: «Мужчины совершают более 90% серьезных насильственных преступлений, 100% изнасилований, 95% краж. Среди них также 94% пьяных водителей, 70% самоубийц, 91% обидчиков семьи и детей. Одинокие мужчины включены в процент между 80 и 90% большинства категорий социальных патологий, и в целом, они зарабатывают меньше, чем любая другая категория общества: да, даже меньше, чем незамужние или работающие женщины. Любой страховой агент также скажет вам, что одинокие мужчины менее ответственны за оплату своих счетов, вождение автомобиля и другие виды личной ответственности. Наряду с распадом семьи, они составляют для нас ведущую социальную проблему».
Гилдер продолжает, говоря, что женщины, напротив, по природе более склонны к достижению долговременной стабильности. Их склонность к материнству (она существуют и очевидна во всех культурах по всему миру) заставляет их желать дома стабильности и устойчивого источника дохода. Они нуждаются в безопасности ради себя и своих детей.
И вдруг мы видим красоту божественного замысла. Когда мужчина влюбляется в женщину, посвящает себя заботе о ней, защищая и поддерживая ее, он вдруг становится основой общественного порядка. Вместо того чтобы использовать свою энергию на исполнение своих прихотей и желаний, он в поте лица строит дом и сберегает деньги на будущее, ищет самую лучшую работу. Его эгоистические порывы затормаживаются. Его сексуальные побуждения упорядочиваются. Он открывает для себя чувство гордости – да, мужской гордости – потому что он нужен своей жене и детям. Каждый получает благо от таких отношений.
Если общество составляют миллионы индивидуальных семей, утвердившихся в этой идее, нация становится сильной и стабильной. Брак вносит огромный вклад в цивилизацию. Но в случае его отсутствия крах неизбежен. Если для мужчин нет смысла использовать свою энергию ради поддержания дома, то можно ожидать неконтролируемый скачок наркомании, алкоголизма, сексуальных злоупотреблений, нестабильности в плане работы, агрессивного поведения во всей культуре.
Это не значит, заметьте, что каждая женщина теперь должна стать матерью, или даже домохозяйкой. Но тех, кто ими становятся, нужно уважать и поддерживать. Между мужественностью и женственностью должно существовать четкое разграничение, выражающееся в одежде, обычаях и функциях. Мужчин нужно воодушевлять обеспечивать и защищать свои семьи, даже жертвовать своими жизнями, если необходимо.
К детям нужно относиться как к самым ценным дарам. Их отношения с матерями – это их самое важное общение в жизни, и это должно стать главным социальным приоритетом. Мальчиков и девочек нужно обучать, что оба пола в равной степени важны, но что они отличаются друг от друга. Девочки должны знать, что они - девочки, а мальчики должны знать, что они – мальчики.
И для всех нас: самоосознание начинается с понимания нашей сексуальной принадлежности. Она не должна размываться чьими-либо собственными авангардными идеями.
Источник: veda.ruСпасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта