Кризис семьи, который наблюдается во многих европейских странах, является естественной реакцией на культивируемую в обществе потребления идею личного счастья. Если же говорить без прикрас, то эта маниакальная идея является ничем иным как оправданием самого заурядного эгоизма. Потребители чипсов, пива, кофе, шоколада, жвачек, кинофильмов и автомобилей, если и сходятся под одной крышей, то исключительно для того, чтобы в воссоздаваемом ими денно и нощно технократическом раю потреблять еще и друг друга. Плачущий по ночам маленький человечек в этой ситуации становится «третьим лишним».
Но если даже кто-то, повинуясь голосу инстинкта, решается на отчаянный шаг и собирается продлить свой род, то возникает новая проблема: как родить и воспитать здорового во всех отношениях ребенка? Как с самого начала выстроить с ним отношения так, чтобы через полтора десятка лет не оказаться врагами?
Каждому возрасту — свои уроки. И попытаться осмыслить свое прошлое, найти в нем нерешенные уроки, чтобы разобраться с ними пусть и спустя время, особенно важно для тех, кто собирается или уже стал родителем. Ведь прежде чем приниматься за воспитание маленького человечка, нужно самому исцелиться от некогда полученных душевных травм. Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы, но научить их этому могут только гармоничные, счастливые родители.
За свою жизнь человек проходит несколько стадий развития: внутриутробный период, младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, мудрость. И если в какой-то из этих периодов случился негативный опыт, то он оставляет отпечаток на всю жизнь, ведь в каждом взрослом до последнего дня его пребывания на этой земле живет ребенок, и от того, насколько он счастлив, зависит очень многое. Внутренний ребенок — это самая творческая наша часть, которую мы несем из далекого детства, когда мы еще не умели фальшивить, весь мир представлялся нам большим океаном возможностей, и мы смотрели на все глазами любви. Не зря говорится в Библии, стань как ребенок и узреешь Царствие Бога.
Однако, будучи родителями, мы очень редко спрашиваем своего ребенка о том, что он чувствует в различных жизненных ситуациях. Это немудрено, нас и самих об этом практически никогда не спрашивали. Мы не интересуемся, как на малыша влияет то или иное происшествие, в лучшем случае стараемся его успокоить, но всерьез его страхи, переживания и опасения не воспринимаем. Мы сами определяем, что хорошо, а что плохо, не вдаваясь в подробности, потому что взрослым виднее. Мы ориентируем ребенка в основном на внешний мир (что скажут соседи, бабушка с дедушкой, дядя с тетей, как отреагируют учителя?), но совсем не интересуемся внутренними переживаниями его самого.
Часто ли вы можете со стопроцентной вероятностью ответить, почему ваша дочь или сын поступили так, а не иначе, что явилось толчком?
Ответы на такие вопросы лежат не на поверхности, чтобы их получить, нужно пойти вглубь переживаний, что возможно только в дружеской атмосфере. Подумайте, способны ли вы сами быть искренними, когда на вас кричат, давят, когда вы охвачены чувством страха и ожиданием наказания? Думается, что нет. А ведь ваш ребенок немногим отличается от вас. Путь вглубь себя очень важен для осознания и понимания себя самого, для того, чтобы научиться делать правильные выводы и извлекать уроки из жизненных трудностей. И задавать подобные вопросы другому, равно как с сопереживанием выслушивать ответы, способен лишь тот, кто умеет спрашивать и слушать, прежде всего, себя самого. Если же глубокого личностного контакта с самим собой, со своим ребенком, нет, то непонимание год от года будет расти.
В результате того, что внутренний мир ребенка никого не интересует, происходит постепенное расщепление личности, человек теряет цельность. Какую-то часть эмоций, мыслей он хотел бы скрыть от себя и окружающих, как неполноценные, ненужные и неправильные. Другие же переживания и мысли, наоборот, выставляет напоказ, создавая некий психологический парадный фасад. На самом деле, это серьезная проблема: такой человек становится глубоко одиноким и несчастным, потому как не понимает и не принимает самого себя и страдает от неприятия другими.
Кроме того, подобная личность не принимает других людей и строит отношения с ними по типу "жертва-агрессор".
Чтобы исцелиться, то есть стать цельной, принимающей себя личностью, человеку нужно войти в соприкосновение со своим глубинным внутренним миром, со всеми своими переживаниями и неотработанными ситуациями, которые с детства, отрочества, юности он несет в своем эмоциональном багаже. Отворачиваясь от части себя, мы становимся ментально больными, так как удерживаемый в подсознании непереваренный опыт никуда не исчезнет, он остается болезненным участком нашего внутреннего «Я», который периодически вспыхивает в виде неуправляемых эмоций, спонтанных и неразумных поступков. И надо отметить, что поиск глубинных причин психологических проблем человека начался не с фрейдовского психоанализа, в развитых древних цивилизациях были знакомы с такой наукой, как атма-гьяна (наука осамопознании).
Прошлое, настоящее и будущее существуют всегда. Знакомая мелодия может перенести нас в прошлое, и мы вспомним пережитое, увидим все до мельчайших деталей и даже почувствуем запахи, связанные с этим. Если мы пережили травматические ситуации в младенчестве, детстве, отрочестве и т.д., то можем мысленно обратиться в этот период, чтобы послать в прошлое положительную энергию и исцелиться. В сфере эмоций нет неисправимого. Как только мы осмысливаем, меняем отношение к прошлому, понимаем и прощаем, изменяется огромный пласт нашей жизни. Осознавая и переживая глубоко скрытые эмоции и мысли по-новому, мы даем своему прошлому энергию исцеления. При этом высвобождается огромное количество энергии, которая прежде уходила на контроль, подавление переживания, а вы, как следствие, ощущаете прилив жизненных сил, бодрости, творческого вдохновения и любви.
Наш жизненный опыт начинается, а правильнее сказать, продолжается, уже с периода внутриутробной жизни. Многие будущие родители недооценивают важность этого периода. Ребенок по своему субъективному ощущению живет в утробе матери сто лет, хотя по нашему исчислению со дня зачатия до рождения проходит всего девять месяцев. И чаше всего мы совсем не понимаем, что не рожденный еще ребенок уже живет своей жизнью.
От того, как проходит беременность, во многом зависит будет ли здоров и счастлив человек в дальнейшем.
По мнению психологов, внутриутробные травмы самые тяжелые. Если в течение месяца мать решала, родить ей или сделать аборт, то это весьма негативным образом отражается на ребенке - для него за это время прошло целых десять лет жизни. И все эти годы он жил под страхом смертной казни, которая могла свершиться в любой момент. Родившийся с такой программой человек обязательно будет испытывать эмоции страха, опасности и ненужности. В ответ он вырабатывает разные стратегии поведения, одна из них - нужно все время защищаться, прятаться. Желание убить ребенка в утробе может сформировать в его подсознании также и неуемное желание наслаждаться всеми доступными способами: бери от жизни все, ибо тебя могут убить в любой момент.
Поэтому так важно, чем живет будущая мама, что она читает, изучает, ест и слушает: все это передается малышу.
В период беременности важно все — и витамины, которые нам дарит природа, и витамины любви, которые мы получаем через общение. Будущим папам и мамам также не нужно увлекаться диагностикой УЗИ — излишнее любопытство, желание узнать пол ребенка, обходится маленькому человечку облучением.
Очень важен сам момент родов, для ребенка он является первым знакомством с этим миром. К сожалению, наша медицина до сих пор рассматривает беременность, как некую проблему. Как только женщина заявляет в консультации, что беременна, ее тут же начинают атаковать вопросами: «А вы встали на учет?», «Как вы решились забеременеть в столь позднем возрасте?», «Как вы собираетесь рожать, у вас очень плохие анализы?». Будущей маме с первого дня внушают чувство тревоги, страха и вины. Конечно, все это делается из лучших побуждений, однако такой настрой для беременной, да еще и исходящий от врача, сам по себе является проблемой. А, напугав, врачи начинают будущую маму успокаивать, что лишь усугубляет ситуацию. Ведь, если начинают утешать, значит, дела плохи? Разбуженный страх уже не дает возможности адекватно оценивать услышанное.
Страх — это спазмы, напряжение, сжатие. Он сковывает и парализует, причем не только на уровне грубого физического тела, но и тонкого тела, т. е. ума. И в этом проявляется самое тяжелое, самое разрушительное воздействие страха на психику.
Есть две стратегии жизни: путь страха и путь любви.Страх рождает отчаяние, из любви приходит счастье. Поэтому мы должны перестать пугать ребенка и начать его вдохновлять. Но сначала нужно самим перестать бояться.
Мы именно потому пугаем других, что боимся сами. В подсознательном страхе, который становится фоном всей нашей жизни, живут не только женщины, но и мужчины, скрывающие свои фобии за невозмутимыми каменными лицами героев.
К сожалению, энергия страха у большинства женщин сопровождает весь период беременности и сами роды - перепуганная молодая мать в панике пересчитывает у ребенка ручки, ножки, пальчики, ушки. Испуганная акушерка начинает его хлопать, чтобы он закричал. Ребенка встречает не любовь, а страх. У нас у всех есть такой опыт, редко кого встречали с улыбкой, с молитвой, радуясь нашему появлению на свет. Старшее поколение, которое родилось в СССР, знает, что малышей вообще уносили от матери, туго пеленали и клали столбиками в ряды. Считалось, что если туго пеленать ребенка, то ноги у него будут прямыми. Вот и выросло несколько поколений прямоногих, но живущих в постоянном страхе и беспокойстве людей.
Такое отношение к новорожденным возникает из ложной уверенности, что ребенок, раз он не говорит, пока что как бы и не живет. Вот заговорит, скажет «мама», «папа», тогда и заживет…
Вместе с мамой на прием пришла очень толстая девочка. Живущий внутри ребенка страх мешает освободиться от излишнего веса. Оказалось, что она не хочет быть девочкой, очень агрессивно относится не только к себе, но и к миру. До и во время беременности мама встречалась с женатым мужчиной, который, как это бывает, рисовал ей прекрасное будущее. Когда в 37 лет женщина забеременела, любовник исчез. Спустя 4 месяца появился, чтобы сказать, что у него уже есть две дочки, и он оставит семью только, если родится мальчик. Родилась девочка. Женщина приспособилась к новой жизни, сама воспитывает дочь. Однако девочка не забыла обещания этого мужчины и всю свою сознательную жизнь старается стать хорошим мальчиком. Ведь тогда папа вернется, а мама будет счастлива. Глубокое чувство вины за то, что она не мальчик, вызывает в девочке постоянное недовольство собой, которое она возмещает неумеренной едой. Когда психолог попросила девочку нарисовать семью, то на бумаге та нашла место и для папы. При этом мама запрещает ей мечтать о папе и рвет такие рисунки. И это худшее, что сейчас мать может сделать для своей дочки, она не понимает, что многое, в том числе и отсутствие родителей, эмоционально восполняется в мечтах и мыслях.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта