Итак, мы вновь будем говорить о счастье, которое происходит из добрых отношений — в первую очередь в семье. Так в чём же проблема, почему все мечтают о безоблачном семейном счастье, а заканчивается идиллия через пару месяцев совместной жизни?
Все хотят контролировать свою жизнь, все хотят контролировать свою судьбу, все хотят контролировать своих родных и близких. Директора хотят контролировать своих подчинённых, а подчинённые хотят контролировать своих директоров, хозяева собак хотят контролировать своих питомцев, президент хочет контролировать своих министров, а министры изо всех сил пытаются контролировать своего президента. Метеорологи мечтают о климат-контроле, и вообще человечество бы с радостью взяло под свой контроль весь космос... Помните песню: «Человек шагает как хозяин...»
Так и происходит: мы попытались контролировать реки, горы, леса и озёра — в результате создали одну большую экологическую катастрофу. Почему так? Да потому, что контролировать можно только то, что создал сам, да и то не всегда. Посмотрите, человек создал машину, самолёт, пароход, паровоз и пытается это как-то контролировать, но всегда ли у него это получается? Достаточно послушать ежедневную сводку происшествий, чтобы понять, что контроль осуществляется далеко не всегда. А всегда ли получается родителям контролировать своих детей, которых они сами же и породили? Так как же можно контролировать природу, к созданию которой мы не имеем никакого отношения?
Недавно провели интересный опыт: нескольких добровольцев поселили в комнате с мебелью, кухней, хорошим набором продуктов и небольшой библиотекой. Тонкость состояла в том, что в этой комнате невозможно было управлять светом. Освещение включалось и отключалось извне оператором, который сам решал, когда свет должен гореть, а когда нет. Испытуемым назначили зарплату в два раза большую, чем на их основной работе. Как вы думаете, что произошло? Они отказались от продолжения эксперимента через неделю. Они чуть не сошли с ума. Они были готовы отдать все свои деньги, только чтобы им провели в комнату выключатель...
Как только наш взгляд падает на какой-то предмет, мы тут же решаем: правильно он расположен или неправильно, если неправильно — начинаем его поправлять: надо не вдоль, а поперёк... Мы смотрим на него дальше и думаем: нужная это вещь или ненужная, и, если решили, что ненужная, начинаем её критиковать: а я за такие же деньги в сто раз лучше купил... Мы слышим чью-то речь и оцениваем ее — согласен я с этими словами или нет, и если не согласен, пытаемся убедить человека в том, что он не прав — и не потому, что знаю, где правда, а где ложь, — просто его слова не входят в зону моего понимания.
Человек настолько погружается в настроение контролирующего, что даже создаёт специальную философию, которая призвана его оправдать: «Я же хотел как лучше..., я же просто хотел вам помочь..., я же от всей души, от всего сердца...» Такая парадигма сознания преследует нас на каждом шагу. Что бы мы ни увидели, мы сразу же пытаемся взять это под свой контроль. Не можем передвинуть забор, который мешает нам быстрее вернуться домой к ужину? Ну так хотя бы покритикуем его цвет и выломаем пару досок для прохода. Не можем изменить уровень своего процветания, так хотя бы покритикуем правительство и законы. Не можем изменить человека, так хотя бы назовём его бестолковым и невоспитанным...
Человек смотрит как контролирующий, говорит как контролирующий, ведёт себя как контролирующий, и это приносит ему всё что угодно, кроме одного — счастья в общении.
Кто будет любить надзирателя, надсмотрщика или инспектора? Такой человек в конце концов перестаёт любить сам себя, свою жизнь и свою деятельность. Так приходит депрессия, начинающаяся со слов: что-то ничего не получается, что-то всё валится из рук, что-то всё идёт не по плану, одним словом, что-то всё перестаёт контролироваться...
И что делает человек, когда что-то перестаёт контролироваться? Он ломает это... Не получается починить стул - он ломает стул, не получается починить компьютер — он бьёт кулаком по компьютеру, не получается «починить» жену или детей — он начинает бить и их. Одним словом, когда жизнь человека выходит из-под его контроля, он начинает её ломать, совершая глупые и ужасные поступки. Он может пойти на преступление, он может бросить семью, он может спиться или сесть на наркотики. Он готов на всё, лишь бы не думать о том, почему ему не удаётся контролировать этот мир...
Однажды, в самом начале перестройки, в СНГ начали возить японские машины. И один мой знакомый копил деньги несколько лет, чтобы купить какую-то из последних, очень модных моделей. Он заказал её моряку, который с большим трудом купил и перевёз её из Японии. Радости не было конца. Этот человек пригласил всех своих друзей, знакомых и родных. Гуляли несколько дней, пока все не съели и не выпили. Хозяин целовал свою машину в бампер, с гордостью разрешал посидеть в салоне и натирал её до рези в глазах. И наконец он сел за руль, поехал за хлебом и на первом же повороте разбился, как камикадзе... Он кое-как выкарабкался из-под груды металлолома, молча пришёл домой, молча зарядил охотничье ружьё и молча застрелился. Он просто не мог жить дальше, потому что события развились не по его сценарию...
Как вы думаете, откуда исходит такое непреодолимое желание контролировать? Оно исходит из нашего предназначения, которое как раз и состоит в том, чтобы стать контролирующим. В чём же проблема?
Проблема в том, что наше предназначение - контролировать себя самого, именно это делает нас счастливыми по-настоящему.
Во внешнем контроле тоже есть немного счастья, но это ложное направление контроля, поэтому и счастье здесь тоже приобретает ложную природу — временную и двойственную. Такое «счастье» приносит больше горя и страданий, чем радости и наслаждения. Во внешнем контроле человек не может успокоиться, потому что счастье постоянно ускользает из рук и его надо искать заново — через попытки взять под свой контроль всё больше и больше объектов, всё больше и больше живых существ. Одним словом, наше предназначение — стать императором, но не всего мира, а самого себя, своих собственных чувств, ума, разума и эго.
Человека, взявшего под контроль окружающих, называют тираном и ненавидят, а человека, взявшего под контроль самого себя, называют мудрецом, уважают и любят. Тиран вынужден полагаться на вооружённые силы, которые могут предать его в любой момент, а мудрец полагается на своих верных друзей — качества характера, выработанные в результате духовного развития. Тирана всегда преследует страх, ему просто некуда спрятаться от самого себя в этом мире, а мудреца повсюду преследует счастье, от которого ему тоже не спрятаться.
В ведической «Артха-шастре», науке о политике и выгоде, говорится, что царевич, не способный контролировать себя, не имеет право становиться царём. Руководить другими может только тот, кто способен руководить самим собой. Именно в этом направлении и проходило стандартное обучение и воспитание будущих руководителей общества. Они проходили через строгие обучающие программы, которые вырабатывали в них самоконтроль, умение держать себя в руках, терпеть неудобства и принимать обдуманные решения. Такой человек мог привести любую страну к процветанию и счастью.
Таким знаменитым царём, которого до сих пор вспоминают в Индии, был Шри Рама. Он придерживался принципа «только раз»: если поражать цель в бою, то только одной стрелой, если брать жену, то только одну на всю жизнь, и если говорить слово, то никогда от него не отказываться. Эта аскеза была настолько могущественной, что во время его правления почти никто не болел и даже не старел! По сей день в Индии руководители, желающие достичь успеха на своем поприще, повторяют особую мантру, дарующую покровительство и защиту Шри Рамы. Эта мантра звучит так: ом намо бхагавате рамачандрая!
На основе всего вышесказанного мы можем сделать первый вывод, которой раскроет секрет счастья в семейной жизни. Он состоит в том, что мы создаём отношения не для контроля друг над другом, а для того, чтобы развивать свой собственный характер. Если я разовью в себе верность, разве меня надо будет контролировать? А разве нужно контролировать верную жену? Нет, контролировать надо того, кто не собирается контролировать себя.
Поэтому семья — это место где все стараются контролировать себя самого и помогают другим развить в себе эти волшебные черты характера.
Да, именно об этом забыл современный человек. Мы создаём семью не для того, чтобы вместе заработать деньги и как можно быстрее их потратить. Мы создаём семью не для того, чтобы весело провести молодость, а потом мучиться во время старости, вспоминая все глупости, которые успели совершить за тот короткий период. Мы собираемся вместе не для того, чтобы создать крепость, которая всё равно не может защитить ни от одной опасности в этом мире: ни от воров, ни от болезней, ни от землетрясений, ни от наводнений, ни от несчастного случая... Мы создаём семью, чтобы помочь друг другу развить характер.
Если у нас не получается помогать своим домочадцам развивать характер, это не должно мешать нам самим развивать их в себе. И для этого вовсе не нужно разводиться, ссориться или жаловаться на судьбу. Помочь другим изменить характер — это программа максимум, которая может осуществиться, а может, и нет. Но программе минимум ничто не может помешать. Свой характер мы можем развивать сколько угодно, причем чем сложнее ситуация создаётся вокруг нас, тем ПРОЩЕ это сделать. Задумайтесь над этим. Проблемы — это то, что может нас сделать счастливыми и спокойными прямо сейчас.
В этом и состоит великий духовный парадокс, который заставляет наш ум перегреваться в первые годы работы над собственным сознанием. Он состоит в том, что, чем сильнее мы хотим стать счастливыми и избавиться от всех недостатков, тем сложнее создаётся ситуация вокруг нас, которую и надо разрешить, развив в себе требуемые благородные качества характера... Только понимая всю суть происходящего, можно оставаться хладнокровным в самой непредсказуемой ситуации. Такое состояние называется на санскрите «дхира», «полным контролем своего состояния».
Почему для развития характера надо создавать семью? Почему не бросить всё, не уйти в лес или на берег озера. Ведь там так спокойно, поют птички, прыгают белки, правда иногда рычат медведи и закрывают небо тучи комаров... Да потому, что качества нашего характера имеют свойства прятаться на самом дне нашего сердца. То, что мы видим на поверхности, -- это наша маска, в которой мы играем роли, принятые в обществе, но, стоит эту маску снять, под ней мы обнаружим человека «без лица». Мы все — люди без развитого характера. Мы идём за ситуацией, мы попадаем под её влияние, она хватает нас за волосы и тащит, куда ей хочется. Но человек, контролирующий себя, знает: мудрец не слишком радуется хорошей ситуации, и не сильно огорчается плохой. Да и плохого в нашей жизни не так уж и много: смерть, насилие, голод и лишения приходят далеко не каждый день. Только один день из 15000 (в среднем) является по-настоящему плохим. А это значит, что мы должны научиться ценить хорошие условия жизни, которые дают нам возможность для саморазвития. Мы сами убеждаем себя, что у нас всё плохо. Но понимаем, что в действительности всё было просто отлично, только тогда, кода приходит настоящая беда. Поэтому в одну из задач благородного человека входит умение совершать жертвоприношение.
Слово «жертвоприношение» в наше время выходит из обихода. На его место пришло слово «благотворительность». Что это такое? Это желание совершать деятельность на благо другого человека. Научиться творить благо, а значит научиться отдавать свои силы, свои деньги, своё время для счастья других — вот цель человеческой жизни. Это делает жизнь благородной, а значит счастливой. Из сердца уходят препятствия, которые мешают духовному развитию. Прогресс становится быстрым и приятным, и даже смерть становится для такого человека наградой, а не наказанием.
Гармонично развитый характер называется благородством.
Характер - это набор инструментов для самоконтроля. Поэтому благородного человека в первую очередь можно узнать по его способности к самоконтролю. Вы хотите есть — и благородный человек сделает вид, что сыт и отдаст вам свою порцию. Вы хотите отдохнуть — и благородный человек уступит вам место, сделав вид, что сам не устал. Вам нужна помощь — и благородный человек отдаст последнее, не показывая виду, что теперь сам не знает, как будет дальше существовать.
Поэтому наилучшим образом качества характера развиваются посредством культивирования щедрости. Да, именно так. И семья — это общество щедрых. Если собрались скупые — это не семья, это шайка преступников, которые только и думают о том, как бы что-нибудь друг у друга отобрать. Это второй секрет семейного счастья. Только щедрость может принести в отношения вкус нектара, только щедрость делает семейную жизнь полноценной и интересной. Только щедрость объединяет нас в настоящих родственников, а не товарищей по несчастью, которым так не повезло, что они в результате ошибки каким-то образом оказались все вмести под одной крышей...
Семья — это структура, которая учит человека отдавать всего себя без остатка.
В этом ценность семейного уклада жизни. Каждый член семьи требует от нас постоянной отдачи, и, если мы готовы на это, в нашем сердце просыпается настоящая щедрость. Теперь мы можем приступить к настоящим исследованиям устройства своей души, в которой кроется вечное, бесконечно увеличивающееся счастье, приходящее к нам в моменты романтических приключений, но поймать которое мы никак не можем. Двери в наше собственное сердце открываются только ключиком абсолютной щедрости, умением отдать всего себя ближнему своему. Это качество называется преданностью, и именно оно пропадает в наше скупое и жестокое время.
Противоположностью преданности является эгоизм, отравляющий всё наше существование. Эгоизм — это преувеличение своих достоинств и полное игнорирование собственных недостатков. По отношению к другим эгоистичный человек ведёт себя совсем наоборот: хулит хорошие качества окружающих и трубит об их недостатках на каждом углу.
Жила-была лиса. И вот рано утром вылезла лиса из своей норы. Солнце только всходило, и отбрасываемая от неё тень была огромной. Посмотрев на тень, лисица подумала: «Какая я всё-таки большая! На завтрак мне, пожалуй, нужно целого верблюда». Утвердившись в этой мысли, она отправилась на поиски верблюда. Неожиданно перед ней выскочил заяц и пустился наутёк. Лисица презрительно глянула на него и побежала дальше.
Солнце поднялось выше, и тень, падающая от лисы, стала меньше. Лиса остановилась, внимательно посмотрела на неё и решила, что верблюда она, пожалуй, не съест за один присест, ей хватило бы и барашка. Она почувствовала нестерпимый голод. Неожиданно дорогу перебежала стайка куропаток. Но лиса, утвердившись в мысли, что ей на завтрак нужен целый баран, даже не обратила на них внимания.
Солнце поднялось выше, и лиса с удивлением смотрела на свою уже совсем маленькую тень. Она вспомнила зайца, который утром проскочил мимо нее, и очень пожалела, что не погналась за ним. Через некоторое время тень совсем исчезла. Лиса вспомнила куропаток, которые перебегали дорогу, и облизнулась. Злая на себя и на весь мир, голодная и растерянная, она стала гоняться за мышами...
Источник: nitai.ruСпасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта