Цивилизация древней Индии основывалась на Ведах (священных книгах), и поэтому ее называют еще ведической цивилизацией. Все Веды были поделены на четыре части: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда и Атхарва-веда. И хотя медицинские знания в той или иной степени содержит каждая из Вед, для Аюрведы особенно важны Риг-веда и Атхарва-веда.
Риг-веда, основной фундамент ведического знания, состоит из десяти книг. Описывает лечебные свойства примерно 99 трав, а также хирургические операции, совершенные братьями Ашвини, сыновьями Вивасваты. Кроме того, они разработали 40−50 формул для лечения различных заболеваний.
Атхарва описывает основные принципы аюрведы, растительные средства по восстановлению тела, ума и сознания, целебные травы (288), правильное питание и пищеварение, болезни и их лечение, яды, восстановление организма. Здесь же содержатся заклинания против вредоносных существ, болезней, диких зверей, вражеских козней и так далее.
В более поздний период аюрведическое знание было выбрано из Вед, систематизировано и обобщено в отдельных сборниках (Самхитами), тогда же возникли две основные медицинские школы: целителей — Айтрейа (базировалась на трудах мудреца Чараки) и хирургов — Дханвантари (основатель — Сушрута).
До наших дней из множества сборников Самхитами дошли Чарака-самхита (самый старый из всех сборников, основной учебник для целителей), Сушрута-самхита (основополагающее пособие для хирургов) и Аштанга-хридайа-самхита (учение Вабхат-ты — мудреца, жившего в VII столетии н. э., который сумел объединить работы Чараки и Сушруты, выбрав практические и наиболее используемые моменты и добавив основные знания из работ Агнивеши, Бхелы, Хариты и других).
Аюрведические труды писались и позднее: в XII веке появились книги по диагностике заболеваний, позже Аюрведа сконцентрировалась на изучении алхимических препаратов. Самым же популярным трудом является книга Шарангдхары, систематизировавшего многие знания и проведшего аналогии в разных методиках лечения заболеваний. В XIX веке, когда в Индии было сильно британское влияние, по понятным причинам Аюрведа фактически не развивалась, существующие школы были закрыты, и лишь с 1920 года ситуация начала меняться.
Кришна вложил знание Аюрведы в сердце Брахмы, творца Вселенной.
Брахма поведал ее Дакше, который в свою очередь передал знание братьям Ашвини, а те изложили его Индре. Индра же имел множество учеников, положивших начало развитию разнообразных школ и направлений Аюрведы. Один из них — Дханвантари (бог медицины) — передал это знание Сушруте. Основанная им школа хирургии признана современными историками основополагающей в этом направлении.
Другая школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний (трактат «Чарака-самхита»). Согласно трактату, Бхарадважа изучил аюрведу от Индры. Осознав, поведал ее Атрее, сыну Атрии, а тот своим ученикам Агниве-ше, Бхеле, Джатукарне, Парасаре, Харите, Кшарапане, Чакрапани и другим.
Третья школа была основана Кашьяпой и, в основном, изучала гинекологию и педиатрию (трактат «Кашьяпа-самхита»). Согласно Кашьяпе самхите, Индра поведал аюрведу Кашьяпе, Бригу, Васиште и Атрее.
Источник: http://www.ayurvedaru.ru
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта