Что и говорить, сложно совместить в голове два этих понятия – бизнес и духовность. Но на удивление они прекрасно сочетаются в жизни. Проверим?
Чаще всего, когда мы слышим о духовной практике, в уме появляется образ человека, который отрекся от всего мирского, ушел в монастырь или отправился медитировать в Гималаи и не имеет никакого отношения к повседневной жизни.
И, согласно вайшнавским священным писаниям, именно такая жизнь у монахов. Но для семейных людей она совершенно другая. Преданный (человек, практикующий сознание Кришны) очень активно действует в этом мире, понимая, что этот мир – проявление Бога. Действуя согласно воле Бога, он превращает свою повседневную жизнь в духовную, одухотворяя каждый ее аспект.
Духовное знание очень практично, и суть его в том, что человек 24 часа в сутки может помнить о Боге и служить Ему.
Все священные писания говорят о том, что этот мир – не наш дом, и что нам не нужно сильно привязываться к нему, наоборот, нужно отречься от него. И мы «отрекаемся», но это «отречение» не всегда идет вглубь и никак не сказывается на нашей жизни. И в «Бхагавад-гите» объясняется, в чем отличие внешнего, или неполного отречения от внутреннего, или полного.
И в этом объяснении есть два аспекта:
1. Образ мыслей. Преданный знает, что все в этом мире связано с Кришной.
«Знание о том, что нет ничего не связанного с Кришной, приносит человеку умиротворение и избавляет его от страха»
2. Образ действий. Всю деятельность он связывает со служением Богу.
«Когда преданный использует все, что у него есть – тело, ум, разум, речь, жизненную силу, имущество – для служения Кришне, он немедленно восстанавливает свою связь с Кришной»
Еще более подробно этот важнейший практический момент объясняется в «Бхакти-расамрита-синдху», еще одном основополагающем вайшнавском священном писании.
«Человек, который действует в сознании Кришны, то есть служит Кришне своим телом, умом, разумом и речью, является освобожденной душой, даже если находится в материальном мире и как будто бы занимается разнообразной материальной деятельностью»
«Нужно принимать что-либо лишь для служения Господу, а не для собственного чувственного удовлетворения. Если человек принимает что-либо без привязанности и принимает это потому, что оно связано с Кришной, его отречение называется йукта-ваирагйа »
Таким образом, мы видим, что духовный путь вайшнавов предполагает использование всего, что есть в этом мире, для служения Богу.
Чем полезен духовный бизнес для преданного:
Что может дать духовный бизнес обществу преданных:
Что может дать духовный бизнес всему миру:
Духовный бизнес строится на двух принципах:
Бизнес в благости. Более подробно мы рассмотрим эту тему в одной из следующих статей, а пока приведем два примера того, как бизнес в благости ведется в Индии. Это выдержки из статьи Сергея Голубицкого, опубликованной в «Бизнес-журнале» №2 от 28 января 2008 года.
Джайант Шарма, владелец уютной семейной гостиницы «Orient Guest House», заваривает имбирный чай с лимоном и молоком, готовясь в очередной раз выслушать пылкие назидания своего русского друга. «Джайант-джи, – с проникновенным пафосом приступаю я к обработке, – если ты не прекратишь стряпать бесплатные завтраки для постояльцев, то непременно разоришься! Ума не приложу, как ты вообще умудряешься до сих пор держаться на плаву при своих расценках: восемь долларов в сутки за номер с видом на Гангу и Гималаи!»
Приободренный обманчиво согласной улыбкой Джайанта, продолжаю: «Главная цель бизнеса – делать деньги. Деньги должны постоянно преумножать себя, и всякое нарушение означенной динамики неминуемо ведет к застою и гибели коммерческого предприятия».
Чистые до наивности глаза Джайанта излучают безграничную доброту, разбавленную не менее безграничным непониманием того, что я пытаюсь ему втолковать. Делать только деньги? Но это же глупо! Бизнес существует для того, чтобы помогать друзьям, родным, просто хорошим людям, обеспечивать занятость соотечественников, заботиться о своей общине и своем городе, наконец, получать удовольствие от работы, материализованное в знаках искренней признательности клиентов. Все перечисленное – на порядок важнее лишней пригоршни баксов.
Уникальность «Таты» проявляется во всем: и в колоссальных размерах – 98 подотчетных предприятий, 250 тысяч сотрудников; и в доходах – 28,9 миллиарда долларов (2007 год), 3,2% валового продукта Индии; и в многопрофильности – энергетика, химия, автомобилестроение, коммуникации, информационные технологии, гостиничный бизнес, страхование, банковские услуги, строительство, инженерия, НИОКР; и в частном статусе – 65,8% концерна-гиганта контролируется семейными фондами рода Тата.
Главное же своеобразие «Таты» заключается в том, что по канонам западной экономической теории компания с учетом ее деловой философии должна была умереть едва ли не в момент своего рождения! Абсолютно все в деловой активности «Таты» вызывает энергичное неприятие аналитиков-позитивистов: колоссальные траты на социальное обеспечение сотрудников, не менее колоссальные траты на поддержание и совершенствование социальных служб в городах, где расположены предприятия компании, создание новых производственных мощностей не в местах с уже развитой инфраструктурой и коммуникациями, а в отсталых регионах страны – все для того, чтобы оказать этим регионам поддержку и способствовать их развитию.
Два эпизода в биографии «Таты» вызывают особое раздражение. В 1999 году сталелитейное подразделение «Tata Stee», снижая производственные расходы, уволило 35 тысяч сотрудников, выплатив при этом каждому из них заработную плату до шестидесятилетнего возраста!
Приблизительно в это же время, на самом пике бума «дот-комов», «Тата» пропустила, по мнению все тех же западных экономистов, шанс своей жизни, принципиально отказавшись выводить на биржу «TCS» – свое ИТ-подразделение. Учрежденная в 1968 году, «TCS» давно уже являлась крупнейшим софтверным производителем Индии и по самым скромным оценкам могла поднять на пике фондового рынка 20 миллиардов долларов. Тем не менее, «Тата» сознательно пропустила кульминационный момент «дот-ком»-пузыря, дождалась, пока он полностью сдулся, и лишь затем осторожно вывела на биржу 10 процентов акций «TCS», скромно надеясь на получение лишь 1 миллиарда инвесторских денег.
«Верх глупости!» – негодуют знатоки капитализма, воспитанные на деловых ценностях протестантской этики. «Мы не могли поступить иначе, – парирует председатель совета директоров компании Ратан Тата, – ведь это был чистейшей воды пузырь, и рано или поздно нам пришлось бы посмотреть в глаза людям, которые купили обесцененные впоследствии акции только потому, что доверяли “Taтa”!».
Таким вот «невозможным» бизнесом «Тата» занимается уже 140 лет. В рейтинге эффективности управления, подготовленном индийским журналом «Business Today» при содействии (и, надо понимать, методическом консультировании) со стороны американского агентства «Stern Stewart», «Тата» занимает 496-е место из 500. При этом флагман индийской частной экономики упорно не разоряется, демонстрируя из года в год удивительные показатели роста. Забавно в этом плане смотрится диссонанс между перманентной критикой «Таты» со стороны столичной прессы и восторженно- культовым отношением к компании рядовых граждан.
Вопиющую «неэффективность» управления «Тата» усугубляет не менее вопиющим нежеланием концентрироваться на так называемых доходных секторах рынка. Компанию постоянно упрекают в несуразном соединении под общим корпоративным зонтиком несовместимых производств: титановые часы и пакетированный чай, компьютерные программы и бытовая сантехника, многотонные грузовики и сковородки. Как следствие, подавляющее большинство компаний, входящих в концерн «Тата», оказываются убыточными, а два подразделения – «TCS» и «Tata Steel» – генерируют 75% всей прибыли, таща на своем горбу пустопорожних собратьев.
Так ли уж пустопорожних? Аргумент «Тата», оправдывающий поддержку невыгодных в финансовом отношении производств («Мы выпускаем продукцию, необходимую нашему народу, а не ту, что приносит сверхприбыль»), хоть и не вписывается в дидактические планы современных курсов по MBA, однако обеспечивает торговой марке «Тата» поистине безграничное доверие сотен и сотен миллионов покупателей.
И "на сладкое" последний вопрос – как же вести бизнес для Бога? Очень просто: во-первых, нужно делать то, что хочет Бог, во-вторых, делать так, как хочет Бог.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта