Духовный бизнес

Автор: Нимай дас
Поделиться
Дата: 05.05.2016 | Время на чтение: 19–20 мин.
Духовный бизнес

Что и говорить, сложно совместить в голове два этих понятия – бизнес и духовность. Но на удивление они прекрасно сочетаются в жизни. Проверим?

Чаще всего, когда мы слышим о духовной практике, в уме появляется образ человека, который отрекся от всего мирского, ушел в монастырь или отправился медитировать в Гималаи и не имеет никакого отношения к повседневной жизни.

И, согласно вайшнавским священным писаниям, именно такая жизнь у монахов. Но для семейных людей она совершенно другая. Преданный (человек, практикующий сознание Кришны) очень активно действует в этом мире, понимая, что этот мир –  проявление Бога. Действуя согласно воле Бога, он превращает свою повседневную жизнь в духовную, одухотворяя каждый ее аспект.

Духовное знание очень практично, и суть его в том, что человек 24 часа в сутки может помнить о Боге и служить Ему.

Философская основа духовного бизнеса

Все священные писания говорят о том, что этот мир –  не наш дом, и что нам не нужно   сильно привязываться к нему, наоборот, нужно отречься от него. И мы «отрекаемся», но это «отречение» не всегда идет вглубь и никак не сказывается на нашей жизни. И в «Бхагавад-гите» объясняется, в чем отличие внешнего, или неполного отречения от внутреннего, или полного.

И в этом объяснении есть два аспекта:

1. Образ мыслей. Преданный знает, что все в этом мире связано с Кришной.  

«Знание о том, что нет ничего не связанного с Кришной, приносит человеку умиротворение и избавляет его от страха»


2. Образ действий. Всю деятельность он связывает со служением Богу. 

«Когда преданный использует все, что у него есть – тело, ум, разум, речь, жизненную силу, имущество – для служения Кришне, он немедленно восстанавливает свою связь с Кришной»


Еще более подробно этот важнейший практический момент объясняется в «Бхакти-расамрита-синдху», еще одном основополагающем вайшнавском священном писании.

«Человек, который действует в сознании Кришны, то есть служит Кришне своим телом, умом, разумом и речью, является освобожденной душой, даже если находится в материальном мире и как будто бы занимается разнообразной материальной деятельностью»


«Нужно принимать что-либо лишь для служения Господу, а не для собственного чувственного удовлетворения. Если человек принимает что-либо без привязанности и принимает это потому, что оно связано с Кришной, его отречение называется йукта-ваирагйа »


Таким образом, мы видим, что духовный путь вайшнавов предполагает использование всего, что есть в этом мире, для служения Богу.

Что дает миру и преданному духовный бизнес?

Чем полезен духовный бизнес для преданного:

  • в процессе занятия бизнесом мы встречаемся с разными ситуациями и возможностями, которые помогают нам работать над собой и духовно развиваться;
  • строя бизнес с преданными, принимая их на работу и завязывая партнерские отношения, мы получаем возможность больше общаться с духовными людьми, и наша практика усиливается;
  • мы можем применять духовное знание на практике и углублять его.

Что может дать духовный бизнес обществу преданных:

  • в процессе ведения бизнеса мы получаем возможность использовать разные ресурсы для служения Кришне: деньги, возможности, предоставление работы преданным и др.;
  • создаем экономическую основу для духовного общества;
  • поддерживаем ашрамы (монастыри) и странствующих монахов;
  • создаем имидж общества преданных;
  • получаем качественные продукты и услуги для того, чтобы служить Богу (а Богу мы предлагаем все самое качественное).

Шри Лакшми - богиня процветания

Что может дать духовный бизнес всему миру:

  • пример чистого бизнеса, бизнеса без кармических последствий.
  • качественные товары и услуги.
  • пример того, как можно духовно развиваться, занимаясь самой разнообразной деятельностью,

Как вести духовный бизнес?

Духовный бизнес строится на двух принципах:

  1. Бизнес в благости;
  2. Бизнес для Бога.

Бизнес в благости. Более подробно мы рассмотрим эту тему в одной из следующих статей, а пока приведем два примера того, как бизнес в благости ведется в Индии. Это выдержки из статьи Сергея Голубицкого, опубликованной в «Бизнес-журнале» №2 от 28 января 2008 года.

Джайант Шарма, владелец уютной семейной гостиницы «Orient Guest House», заваривает имбирный чай с лимоном и молоком, готовясь в очередной раз выслушать пылкие назидания своего русского друга. «Джайант-джи, –  с проникновенным пафосом приступаю я к обработке, –  если ты не прекратишь стряпать бесплатные завтраки для постояльцев, то непременно разоришься! Ума не приложу, как ты вообще умудряешься до сих пор держаться на плаву при своих расценках: восемь долларов в сутки за номер с видом на Гангу и Гималаи!»

Приободренный обманчиво согласной улыбкой Джайанта, продолжаю: «Главная цель бизнеса – делать деньги. Деньги должны постоянно преумножать себя, и всякое нарушение означенной динамики неминуемо ведет к застою и гибели коммерческого предприятия».

Чистые до наивности глаза Джайанта излучают безграничную доброту, разбавленную не менее безграничным непониманием того, что я пытаюсь ему втолковать. Делать только деньги? Но это же глупо! Бизнес существует для того, чтобы помогать друзьям, родным, просто хорошим людям, обеспечивать занятость соотечественников, заботиться о своей общине и своем городе, наконец, получать удовольствие от работы, материализованное в знаках искренней признательности клиентов. Все перечисленное – на порядок важнее лишней пригоршни баксов.

Корпорация «Тата»

Уникальность «Таты» проявляется во всем: и в колоссальных размерах –  98 подотчетных предприятий, 250 тысяч сотрудников; и в доходах – 28,9 миллиарда долларов (2007 год), 3,2% валового продукта Индии; и в многопрофильности – энергетика, химия, автомобилестроение, коммуникации, информационные технологии, гостиничный бизнес, страхование, банковские услуги, строительство, инженерия, НИОКР; и в частном статусе – 65,8% концерна-гиганта контролируется семейными фондами рода Тата.

Корпорация ТАТА

Главное же своеобразие «Таты» заключается в том, что по канонам западной экономической теории компания с учетом ее деловой философии должна была умереть едва ли не в момент своего рождения! Абсолютно все в деловой активности «Таты» вызывает энергичное неприятие аналитиков-позитивистов: колоссальные траты на социальное обеспечение сотрудников, не менее колоссальные траты на поддержание и совершенствование социальных служб в городах, где расположены предприятия компании, создание новых производственных мощностей не в местах с уже развитой инфраструктурой и коммуникациями, а в отсталых регионах страны –  все для того, чтобы оказать этим регионам поддержку и способствовать их развитию.

Два эпизода в биографии «Таты» вызывают особое раздражение. В 1999 году сталелитейное подразделение «Tata Stee», снижая производственные расходы, уволило 35 тысяч сотрудников, выплатив при этом каждому из них заработную плату до шестидесятилетнего возраста!

Приблизительно в это же время, на самом пике бума «дот-комов», «Тата» пропустила, по мнению все тех же западных экономистов, шанс своей жизни, принципиально отказавшись выводить на биржу «TCS» –  свое ИТ-подразделение. Учрежденная в 1968 году, «TCS» давно уже являлась крупнейшим софтверным производителем Индии и по самым скромным оценкам могла поднять на пике фондового рынка 20 миллиардов долларов. Тем не менее, «Тата» сознательно пропустила кульминационный момент «дот-ком»-пузыря, дождалась, пока он полностью сдулся, и лишь затем осторожно вывела на биржу 10 процентов акций «TCS», скромно надеясь на получение лишь 1 миллиарда инвесторских денег.

«Верх глупости!» – негодуют знатоки капитализма, воспитанные на деловых ценностях протестантской этики. «Мы не могли поступить иначе, – парирует председатель совета директоров компании Ратан Тата, – ведь это был чистейшей воды пузырь, и рано или поздно нам пришлось бы посмотреть в глаза людям, которые купили обесцененные впоследствии акции только потому, что доверяли “Taтa”!».

Таким вот «невозможным» бизнесом «Тата» занимается уже 140 лет. В рейтинге эффективности управления, подготовленном индийским журналом «Business Today» при содействии (и, надо понимать, методическом консультировании) со стороны американского агентства «Stern Stewart», «Тата» занимает 496-е место из 500. При этом флагман индийской частной экономики упорно не разоряется, демонстрируя из года в год удивительные показатели роста. Забавно в этом плане смотрится диссонанс между перманентной критикой «Таты» со стороны столичной прессы и восторженно- культовым отношением к компании рядовых граждан.

Вопиющую «неэффективность» управления «Тата» усугубляет не менее вопиющим нежеланием концентрироваться на так называемых доходных секторах рынка. Компанию постоянно упрекают в несуразном соединении под общим корпоративным зонтиком несовместимых производств: титановые часы и пакетированный чай, компьютерные программы и бытовая сантехника, многотонные грузовики и сковородки. Как следствие, подавляющее большинство компаний, входящих в концерн «Тата», оказываются убыточными, а два подразделения – «TCS» и «Tata Steel» – генерируют 75% всей прибыли, таща на своем горбу пустопорожних собратьев.

Так ли уж пустопорожних? Аргумент «Тата», оправдывающий поддержку невыгодных в финансовом отношении производств («Мы выпускаем продукцию, необходимую нашему народу, а не ту, что приносит сверхприбыль»), хоть и не вписывается в дидактические планы современных курсов по MBA, однако обеспечивает торговой марке «Тата» поистине безграничное доверие сотен и сотен миллионов покупателей.

Бизнес для Бога

И "на сладкое" последний вопрос – как же вести бизнес для Бога? Очень просто: во-первых, нужно делать то, что хочет Бог, во-вторых, делать так, как хочет Бог.

Источники

  • «Бхагавад-гита как она есть» (5.11, 5.12). Перевод и комментарий А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады
  • «Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа»( 16. 238, ком).
  • ТАТА. Сергей Голубицкий.  "Бизнес-журнал" №2 от 28 Января 2008 года.



Видео
Духовная реальность. Презентация фильма. 2016 г.
Фото

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика