Звук, рожденный вибрирующим воздушным потоком, словно завораживает и вовлекает вас в какое-то пространство света и настроений. Фисгармония словно маленький орган, оживший в непривычной для себя роли. Такое волшебное чувство испытывают многие, кому уже довелось слушать исполнение бхаджанов (молитвенных песен) под аккомпанемент фисгармонии, которой скоро исполняется 200 лет.
В отличие от мриданги (глиняного барабана) и каратал (латунных тарелочек), которые служат классическими инструментами сопровождения киртана, фисгармония появилась в индийской музыкальной культуре сравнительно недавно. Вообще впервые она была изготовлена в 1818 году в Вене музыкальным мастером Антоном Хёкелем. Изобретению фисгармонии предшествовало появление целого ряда схожих по конструкции музыкальных инструментов, созданных разными мастерами первой четверти XIX века. Первые фисгармонии имели весьма примитивное устройство, и лишь к началу сороковых годов XIX века, после усовершенствования парижским мастером Александром Франсуа Дёбэном, этот инструмент принял свой окончательный вид.
Фисгармония, похожая на небольшой рояль, скоро отправилась в путешествие по свету. А если точнее, то на Восток – в Индию. Завезенные сюда в середине XIX века миссионерами из Европы ручные фисгармонии благодаря своей компактности и низкой цене стали настолько популярны, что и по сей день не только широко используются профессиональными исполнителями классической, фольклорной и духовной музыки, но и составляют важную часть домашнего интерьера во многих индийских домах. Надо сказать, что классическая версия с ножным управлением мехами, схожая с органом, в Индии не прижилась по той простой причине, что при этом исполнителю надо сидеть на стуле, а это было непривычно для индийских музыкантов.
Фисгармонии могут быть разными: одни обладают приятным, нежным звуком, а звук других может быть резким и крикливым, но во всех случаях характерным будет довольно монотонное, спокойное звучание. В небольших оркестрах этот инструмент обычно выполняет функции отсутствующих духовых инструментов или используется для исполнения гармонической основы произведения. Внутреннее устройство фисгармоний, несмотря на их различные конструкции, принципиально одинаковое: с помощью специальных внешних мехов, приводимых в движение ножным (в изначальном стационарном варианте) или ручным образом, воздух, скапливаясь во внутренних амортизационных мехах-камерах, создает равномерное давление, которое заставляет колебаться специальные металлические пластины, что и определяет характерное звучание инструмента.
Возвращаясь к разговору о ставших уже традиционными в Индии ручных фисгармониях, стоит отметить их надежность в условиях постоянного и долговременного использования. Кроме того, играть на подобном инструменте сравнительно просто. В индийской культуре нет привычных нам аккордов, поэтому тот факт, что одна рука приводит в движение меха, никак не сказывается на качестве исполнения мелодии. Скорее всего, все это во многом способствовало тому, что фисгармонии стали использовать в качестве основного музыкального инструмента во время проведения традиционных уличных воспеваний – харинам. К тому же, присутствие этого инструмента, создающего гармоническую основу, делает киртан более доступным для восприятия западным слушателем.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта