Ведическая музыка держится на четырёх столпах. Это рага (мелодия), тала (ритм), прабандха (музыкальная форма) и сознание исполнителя (смысловое содержание). Четыре этих элемента образуют музыкальную композицию. В этой статье рассказ пойдет о раге. Учение о раге содержится в таких ведических писаниях, как «Натья-шастра», «Сангита-макаранда», «Сангита-ратнакара», «Рагини-рупа», «Сангитопанишад», «Сварнарава», «Гандхарва-веда», «Нарадия-шикша», «Бхакти-ратнакара» и многие другие.
Рага — отражение духовных сфер бытия. В «Шримад-Бхагаватам», самом известном ведическом произведении, говорится, что семь нот, лежащих в основе музыки, были проявлены Брахмой еще на заре творения. Существует множество упоминаний о развитой музыкальной культуре в ведическом обществе:
«Когда Господь Шри Кришна возвращался в Двараку, все местные жители радостно вышли встречать Его, а музыканты играли подобающую случаю музыку». Далее достаточно подробно описываются инструменты, используемые этими музыкантами.
«Во время своего танца с Кришной юные пастýшки Вриндавана пели песни на шестнадцать тысяч различных мелодий, раг».
Помимо 16 000 раг в священных писаниях упоминаются 5 033 талов (ритмов), 22 пограничные ноты (полу- и четверть тона), 49 тональности, 15 видов трелей и т.д. Из инструментов упоминаются мриданга, даммару, караталы, три разновидности флейт, семь струнных инструментов. Все это было известно людям ведической культуры более 5 000 лет назад.
Из предыдущей статьи мы узнали о процессе музыкального преобразования звука: из первичного звука (нады) исходят шрути (микротона), из шрути — свары (семь основных нот), из свар — граммы (звукоряды), из грамм — раги, из раг - талы (ритмы), из тал — прабандхи (музыкальные формы), а из прабандх — гиты (песни). Сочетание тонких характеристик свар называют граммой, звукорядом. Существует три вида грамм: Шаджа, Мадхьяма и Гандхара. Семь свар проявляются в 3 видах грамм и таким образом образуется 21 вариант. Рага исходит из грамм, но рага - это намного более сложная музыкальная структура, и мы подробно рассмотрим её ниже.
В одном из ведических трактатов, «Сангита-саре», говорится, что существует столько же раг, сколько видов жизни — 8 400 000. Среди них шестнадцать тысяч являются главными, и именно их пели гопи, девушки-пастушки Вриндавана. «Шримад-Бхагаватам» описывает это так: «Когда Господь Кришна играет на Своей флейте, шестнадцать тысяч гопи отзываются на звук флейты своим пением, выражая тем самым каждая свою особую, индивидуальную любовь к Нему. Так возникают 16 000 раг. Впоследствии эти раги распространились по всей вселенной».
Таким образом, рага — это духовные эмоции, проявленные в отношениях с Богом и запечатленные в звуке. Это главное определение термина рага. Исходя из этого, каждой раге причисляется способность пробуждать определённую эмоцию. Суть этой эмоции – разнообразная , вечно обновляющаяся, экстатическая любовь к Богу. В этом сокровенный смысл и тайна раги.
Из шестнадцати тысяч раг наиболее важными принято считать тридцать шесть. Эти тридцать шесть раг подразделяются на мужские (пуруша), и женские (стри). Шесть мужских раг таковы:
1) Бхайрав; 2) Васанта 3) Малава-каушика 4) Шри 5) Мегха ; 6) Ната-Нараяна.
У каждой из мужских раг есть пять жен, называемых рагини. Их имена:
Бхайрави, Кайшики, Вибхаса, Вилавали и Рангавали — дорогие жены раги Бхайрава;
Аддалита, Шешакхья, Лола, Прадхама-манджари и Мандари — дорогие жены раги Васанта;
Гаури, Гунакари, Варади, Кшамавати и Камала — дорогие жены раги Малавака-ушика;
Гандхари, Дева-гандхари, Малавашри, Шавари и Рамакири — дорогие жены раги Шри;
Лалита, Маласи, Говаринати, Девагири и Марахата — дорогие жены раги Мегха;
Тарамани, Шудха-бхири, Камуди, Гурджари, Какубха — дорогие жены раги Ната-Нараяна.
В «Бхакти-ратнакаре» говорится: «Просто слушая раги в исполнении махаджана Шивы, сам Господь Вишну, поддерживающий всё вселенную, плавится в экстазе духовной любви. Он наслаждается, переживая эмоции, сокрытые в рагах».
Рагу можно разобрать на 2 составляющих, каждая из которых имеет свои подгруппы: внутреннюю — эмоциональную, и внешнюю — техническую. Для начала поговорим о внутренней, первичной составляющей раги.
Слово «рага» имеет несколько значений: окрашивание, раскрашивание; расцветка, краска, цвет (особенно красный); воспламенение, возгорание, горение, пожар; возбуждение, пыл, страсть, любовь; привязанность, симпатия; музыкальный звукоряд, музыкальная формула. В нашем случае определение раги звучит так: «Рага — это музыкальная формула, несущая в себе определенную эмоцию».
Звук обладает сильной способностью влияния на человеческое сознание.
Музыка — это проводник эмоций в нашем сердце. Раги вызывают в сердце слушателя определённые эмоции — «окрашивают» сердце в определенный цвет. Рага также пробуждает те или иные желания. Рага способна проявить все состояния материального и духовного бытия и описать наше взаимодействие с этими уровнями. На духовном уровне рага выражает наши отношениями с Богом, в вечной обители которого проявлены все сезоны, состояния природы, духовное время. На материальном уровне рага также отражает время суток, сезон года и состояние природы — включая эмоциональные состояния, испытываемые во взаимодействии с этим миром. Рага должна привести человека к гармонии с миром и к возможности правильно выражать и ощущать эмоции.
Ведическая музыка, а также театр и стихи основаны на концепции нава-расы — девяти основных настроений. Существует такое понятие, как «несочетаемые настроения». Например, ведический музыкант никогда не согласился бы петь про любовь под музыку тяжелого рока, потому что это музыка гнева. В театре музыку так же подбирали в соответствии с эмоциями, соответствующими той или иной роли.
Все звуки и мелодические построения раги являются носителем ее индивидуальной окраски. Обычно эти 9 настроений перечисляются в следующем порядке: любовь, юмор, сострадание, гнев, страх, отвращение, удивление, покой и героизм.
Эмоции, переживаемые человеком, называются на санскрите бхавами. Их разделяют на 2 вида: 1) постоянные эмоции и 2) временные. Эта наука подробным образом описана мудрецом Бхаратой Муни в ведическом произведении «Натья-шастра».
Любому состоянию природы, будь то зной, холод, ветер, штиль, туман, дождь, снег и т.д., соответствуют определенные раги. Исполняя, скажем, рагу дождя, музыкант мог вызвать дождь, а сыграв огненную рагу, заставить солнце выйти из-за облаков. Звук — это самый сильный способ воздействия на окружающий мир, но эффект зависит от мастерства и чистоты сознания исполнителя. Также описывается соответствие раг сезонам года. Веды делят год на шесть сезонов: 1) весна, 2) лето, 3) сезон дождей, 4) сезон сбора урожая, 5) поздняя осень, 6) зима, и каждому из них соответствуют свои раги.
Это следующий немаловажный фактор для раги. Веды утверждают: «Если рага звучит в неправильное время, всё потеряно. Три исключения из этого правила: если это сделано при игре нескольких раг, по приказу царя или на театральной сцене. Однако если рагу сыграли в неурочное время из-за жадности или заблуждения, то для нейтрализации неблаготворных последствий этой ошибки следует воспроизвести сладкую Гурджари-рагу. Три раги — Васанта, Рамакели и Гурджари могут играться в любое время суток».
Три основных времени суток:
Сандхья-пракаша. Сандхья — это три переходных временных состояния: рассвет, полдень и сумерки. В это время происходит смена тонких влияний природы с благости на страсть, со страсти на невежество и с невежества на благость. В это время предписывается повторять молитвы, для того чтобы в следующий временной промежуток перейти в правильном сознании. Именно в это время ведические брахманы (священнослужители) повторяют мантру гаятри на священном шнуре.
Сурьямша. Сурья — это солнце. Это светлое время суток.
Чандрамша. Чандра — это луна. Это время суток, освещенное луной.
Существуют также более тонкие градации каждого из этих временных промежутков. Утро — лучшее время для духовной практики, и утром хорошо слушать раги Байрав, Байрави, Билавали. Вечером не должны играться дневные бодрые раги; ум человека отдыхает от событий дня, готовится ко сну. Ведическая формула распорядка дня очень проста: утро — для духовной практики, день — для работы, вечер — для отдыха. Эти три составляющих дня связанны с тремя гунами материальной природы. Утро – гуна благости. Эта гуна проявляет спокойствие, счастье , и знание. Не зря говорят : «Утро вечера мудренее», «кто рано встаёт, тому Бог даёт». Во всех преданиях нечистая сила с наступлениям утра теряет силу. Утром наш ум спокоен, природа ещё не пробудилась и мы можем спокойно заниматься медитацией и молитвой. День — время гуны страсти: активная деятельность и работа. Вечер — это гуна невежества, ничего не остается, как отдыхать и спать.
Активность по ночам, сон по утрам и лень днём разрушает как тело, так и психику человека, приводя его к болезням и депрессиям.
Но правильно сыгранные раги позволяют человеку гармонично настроить свое сознание и жить в соответствии со вселенским ритмом.
Каждая рага имеет определённое количество нот. Раги бывают семиступенные, шес-тиступенные, пятиступенные и смешанные. В смешанных типах раг восходящий звукоряд может иметь пять ступеней, а нисходящий — семь, и т.д. Есть также одна рага с тремя ступенями — Малашри. К семиступенным рагам относятся Билавал, Байрав, Байрави, Камадж и другие. Семиступенные раги даруют долгую жизнь, благочестие, славу, новые земли. Они все подобны нектару. Существуют также семиступенные раги, воспроизведя которые, можно разрушить всю вселенную.
К шестиступенным рагам относятся Гауда, Деш, Малари, Шриканта, Мадхукари. Эти раги наделяют привлекательностью, добродетелью, славой, героизмом в битве.
Пятиступенные раги — это Шиваранджани, Мадхьямади, Дешапала, Гандхара, Бху-пали. Эти раги разрушают болезни, козни врагов, страх, скорбь, а также нейтрализуют неблагоприятное влияние планет.
Помимо джати, количественного состава, каждая рага имеет свою закономерную последовательность движения вверх и вниз. Здесь проявляются специфические обороты раги. Например, определенная рага может относится к категории шестиступенной, но восхождение этой раги может быть по одним ступеням, а нисхождение — по другим.
Санскритский термин «пракрити» переводится как «природа». Он указывает на развитие раги в верхнем или нижнем регистре. Это важный момент. Существуют внешне похожие раги, и их отличие подчас заключается лишь в развитии мелодики в том или ином регистре. Наука раги очень тонка, поэтому развитие раги не в том регистре, акцент не на ту ноту или нехарактерный мелодический оборот могут увести нас в другую рагу с иным настроением, несмотря на внешнею схожесть этих раг. Можно привести такой пример: человек может плакать — и от счастья, и от горя. И то и другое слезы, но вопрос: от чего? Эту тонкую разницу и выражает рага.
Рага невозможна без характерных мелодических рисунков двух видов –пакад и чалан. Пакад (букв. «поймать») — это короткий мелодический рисунок, который характеризует особенности раги и позволяет отличить эту рагу от других. Чалан (букв. «движение») — это длинный мелодический рисунок. Поскольку некоторые особенности раги проявляются только в ее характерном мелодическом движении, чалан более полно демонстрирует мелодический материал раги и ее развитие. Можно сказать, что чалан — это представленный в движении пакад. И пакад, и чалан имеют тяготение к той или иной ступени звукоряда раги и строятся вокруг этих нот.
Главная из нот раги именуется вади. Ее сравнивают с царем. Вади — это опорная нота, характеризующая рагу. Вторая опорная нота раги называется самвади — ее сравнивают с министром царя. Все остальные ноты раги именуются анувади — последователи царя. Ноты, неиспользуемые в данной раге, называются вивади (враги, или диссонирующие ноты). Тем не менее их иногда включают в рагу для предания ей особого вкуса. В этом случае они указываются письменно в начале описания раги.
Вади и самвади — это два основных звука, вокруг которых обыгрывается вся рага. Как правило, это неальтерируемые ноты с расстоянием в кварту или квинту, хотя встречаются и другие варианты.
Итак, наука раги имеет две составляющих:
Внутренняя составляющая: эмоции, а также соответствие временам суток, сезонам года, состоянию природы и духовной реальности.
Внешняя (техническая) составляющая: принадлежность к тому или иному ладу, количество нот в ладу, восходящее и нисходящее движение, пракрити (развитие в определенном регистре), характерные мелодические рисунки, опорные звуки, остальные ноты раги и указания на необходимость или недопустимость диссонирующих нот.
Вина — это струнный щипковый инструмент. В наиболее распространённой модели вина имеет 24 лада и 4 главных струны. Богиня Сарасвати, покровительница искусств, играет на вине. Вина относится к одному из восьми божественных инструментов, низошедших непосредственно из духовного мира.
Традиционно вина делается так: высушенную тыкву разрезают пополам и прикрепляют к ней гриф. Основные виды вины таковы: эктара (с одной струной), рудра (4 струны и 24 лада), сарасвати (безладовая), читра (с семью струнами) и другие.
Одно из преданий гласит, что однажды Махаджан Шива захотел сделать инструмент, играя на котором можно было бы достичь высшего блаженства. В лесу он срезал кусок бамбука, потом взял две тыквы, выдолбил их и привязал к ним бамбук. Махаджан Шива — большой знаток искусства раги. Сам Господь Вишну, слыша его игру, приходит в восторг. Когда супруга Шивы, Парвати, увидела этот инструмент, она сказала: «Я должна изобрести свою вину». Она взяла половинки тыквы и сделала другой вид вины — сарасвати.
Музыка вины очень похожа на человеческий голос и проникает глубоко в сердце.
Самый известный в ведической истории игрок на вине — это Нарада Муни, мудрец, способный перемещаться в космическом пространстве.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта