Классические танцы отличаются от народных и эстрадных тем, что следуют древним трактатам о танце и имеют свою кодификацию, то есть письменно зафиксированные и принятые всеми мастерами термины, структуру, набор технических средств, язык, музыку, репертуар и т.д. В этом номере мы попытаемся дать представление о каждом из семи существующих стилей классического индийского танца (Бхарата Натьям, Катхак, Катхакали, Кучипуди, Манипури, Мохиниаттам и Одисси). Семь стилей – семь историй...
Бхарата Натьям считается древнейшим из классических танцев Индии, он возник около 2000 лет назад на территории современного штата Тамил Наду. Поэтому многое, сказанное об истории танцев, характерно и для истории стиля Бхарата Натьям. Несмотря на древность, нынешний вариант окончательно сформировался только около 200 лет назад, благодаря знаменитым наттуванарам (учителям) из Таджора. Четыре брата: Чинниах, Пон-ниах, Вадивелу и Шиванандан создали репертуар Бхарата Натьям и ту форму для представлений на сцене из программных семи танцев, которую мы можем видеть и по сей день.
Итак, в начале программы обязательно исполняется танец-вступление (например, Пушпанджали). Потом следует технический танец для разогрева — Алариппу, затем Джатисварам, где переплетаются мелодия (ноты — свары) и ритмические части (джати). Варнам соединяет смысловые и технические (абстрактные) части и может длиться до 40 и более минут, после чего исполняют Падамы, где изображаются прекрасные стихи, а также Джавал-ли, чувственный, нежный танец, и в конце — Тиллана, показывающий техническое мастерство танцовщицы. В завершение танцовщица выражает почтение музыкантам и зрителям, а также сцене, и это называется Мангалам.
Бхарата Натьям исполняется в позиции араманди, когда в полуприседе стопы и колени развернуты в стороны. Руки могут быть параллельны сцене, могут двигаться в разных направлениях; кисти же всегда находятся в разных специальных жестах (хастах). Базис хореографии составляет адаву-система совместных движений рук, ног, шеи, головы, глаз под определенный ритм.
В смысловом танце каждый жест обладает значением, и, искусно употребляя выразительные жесты, позы, мимику и эмоции, танцовщица телом рассказывает текст, который поется.
Помимо демонстрации, танцовщица должна также учиться петь и произносить ритмический рисунок танца, отбивая ритм тарелочками — это называется нату-вангам. Бхарата Натьям исполняют как женщины, так и мужчины. Предпочтение отдают, в основном, сольным выступлениям, хотя встречаются и групповые.
Истоки Катхака лежат в традиции путешествующих (в основном, на севере Индии и в центральной части) рассказчиков — менестрелей, которых называли катха-вачака. Они переезжали из деревни в деревню и пели, прославляя Бога, танцевали, кружась и воздев руки кверху, словно во время молитвы или поклонения. Позже их стали приглашать в царские дворы, и танец перерос в выступления для элиты и высоких чинов.
Начиная с Х века, северную часть Индии стали завоевывать мусульмане, поэтому царские дворы оказались под влиянием Мугхалов, и Катхак стал развиваться больше как камерное искусство, принадлежащее двору. Так сформировалось два основных направления, школы (гхараны) Катхака: Лакноу, находившаяся под влиянием культуры Авадх, и Джайпур, практикующая Брадж-культуру, или культуру поклонения Кришне.
Лакноу гхарана сконцентрировалась на экспрессивности танца, его утонченности и неуловимости, а Джаяпур гхарана — на работе стоп, ловкости и техническом совершенствовании. Обе школы внесли огромный вклад в развитие Катхака. Теперь уже трудно разграничить эти две, а также другие, менее известные школы, такие как Бенарес или Джанаки Прасад гхарану: они отличаются в основном в базисе стиля.
Катхак исполняется почти на прямых ногах, в отличие от других стилей, позиция стоп — пятки рядом, а носки стоп разведены в стороны в виде латинской буквы «V». В этом положении танцор виртуозно отбивает огромное количество ритмических циклов, повторяя ударный инструмент. Руки движутся плавно и легко в разных направлениях, жесты рук приближаются к естественным, жизненным. Глаза, брови и мимика в целом создают прекрасный образ, соответствующий музыкальному аккомпанементу. Также исполняются головокружительные пируэты (от 3 до 36), а местами танцовщица замирает, давая возможность зрителю мысленно продолжить тему. Вообще, своеобразный разговор со зрителем до сих пор остается традицией в Катхаке.
Стиль Катхакали — возник в Керале, объединив несколько разных традиций, существовавших в этом регионе:
Кудийаттам, самая ранняя форма санскритского театра, представляемая Чакья-рами;
ритуалы, такие, как изображение богини Бхагвати или Кали через представления;
представления Кришнаттам, показываемые во время празднований в храме Гурувайур;
другие традиции, такие как Мудиетту и Раманаттам, олицетворяющие победу правды над ложью, героизм, торжество лучших качеств и божественной справедливости и т.д.
Во времена царствования Тампурам из Коттаям известный ученый и поэт по имени Коттаятх Тампурам создал представления Кришнаттам и Раманаттам и написал 4 пьесы, основанные на эпизодах из эпоса Махабхарата. Эти пьесы проходили с большим успехом и потому были адаптированы для танцевального исполнения. Назывались они аттаратхи, или танцевальные истории. Вскоре пьесы Коттаятха Там-пурама стали называться катха (рассказы, истории) кали (пьеса, игра), т.е. Катхакали.
Катхакали — и танец, и театральное представление одновременно. Оно включает в себя стилизованную игру, закодированную в технических элементах, средствах и способе выражения. Некоторые сравнивают это искусство с японским театром Кабуки по внешнему способу представления и общей стилистике, хотя по содержанию это совершенно разные традиции. Поскольку Катхакали по природе является групповым представлением, сольные партии в нем не прижились. Артисты Катхакали готовятся к представлению очень тщательно, зачастую более 5 часов. Само представление проходит поздно вечером и может продолжаться ночью, под свет масляной лампы, усиливающей выразительность образов и мимики. Изображается какой-либо тщательно проработанный эпизод или компонент истории, т.к. по своей природе Катхакали — это театр эпизодов. Исполнители этого стиля исключительно мужчины.
Стиль Кучипуди получил название от деревни Кучелепура в штате Андхра Прадеш, где исполнялся раньше. Форма, которая существует сейчас, развилась из нескольких, существовавших и доминировавших до Сиддхендры Йоги, который в 17 веке вместе с группой мальчиков-брахманов разыграл необычное представление Па-риджатапараханам (Бхама Калапам). Необычно оно тем, что на написание пьесы Сиддхендру вдохновил сам Кришна. Согласно легенде, однажды Сиддхендра Йоги чуть не утонул, пересекая реку вплавь к дому своей невесты. Тогда он взмолился о помощи Кришне, пообещав, что, если Тот спасет его, он отречется от невесты и полностью посвятит себя служению Кришне. Что он и сделал после чудесного спасения и позже написал пьесу в честь Кришны, чтобы прославить Бога с помощью танца.
Но еще в 1502 году, задолго до Сиддхендры Йоги, группа актеров (мелам) исполнила пьесу-сказку об одном из наместников Виджаянагара. Его жестокость и мучения народа были показаны столь убедительно, что царь Виджаянагара приказал обез-главить того, о котором шла речь в пьесе. Актерами в той пьесе были только мужчины-брахманы. И когда в XVII веке Сиддхендра Йоги создал свою труппу, он восстановил ушедшую театральную традицию. В 1678 году Абул Хасан Танашахи, правитель Голконды, посмотрел представление и был тронут до глубины души. Он раздал участникам представления участки земли с деревнями с одной лишь просьбой — чтобы самые способные мальчики продолжали служить делу Кучипуди. Так искусство Кучипуди стало развиваться и позже распространилось и на другие районы штата.
Изначально Кучипуди исполняли только мальчики или мужчины, но затем всё изменилось, верх взяли женщины. Мальчиков обучали языкам — телугу и санскриту, теории танца, музыке и драме, особое внимание уделялось передаче эмоций мимикой во время пения. Как стиль, Кучи-пуди всегда больше означал танцевальный спектакль, чем сольное выступление, в которое он перерос сейчас. В репертуар входят пьесы на телугу и санскрите, даже чаще отрывки из них, а также стихи. Обычно на каждую роль есть постоянные актеры, а сам спектакль включает в себя абстрактные (орнаментальные), технические танцевальные композиции, перемежающиеся с драмой. Техника стиля Кучипуди подобна технике Бхарата Натьям. Также танцоры Кучипуди исполняют особые танцы: стоя на перевернутом горшке, номера с горшком, балансирующим на голове, или проделывают сложные степы, стоя на краях бронзовой тарелки.
Этот стиль возник в штате Манипур и раньше назывался Джогаи, обозначая округлые движения. В древних текстах они сравнивются с движениями планет. На северо-востоке Индии расположена красивая долина, окруженная холмами. По легенде, Шива создал ее по просьбе своей супруги Парвати, которая, после того как увидела танец Кришны с гопи, захотела, чтобы Шива тоже танцевал с ней. И Шива сотворил новое место, где в буйстве зелени били чистейшие источники и текли ручьи.
Нагадева, царь змей, залил всю территорию светом драгоценных камней (мани) своего капюшона, и с тех пор это место стало известно как Манипур. Считается, что жители Манипура произошли от Гандхарвов, небесных обитателей, которые танцуют и поют для богов. Поэтому неудивительно, что танцы стали частью их жизни. Есть две категории жителей Манипура: те, кто живет в долине, как Мейтхеи, и обитатели холмов.
Говорится, что в XI веке принц Кхамба и принцесса Тхоиби воспроизвели танец Кришны и гопи, Раса-лилу, и он стал известен, как Лай Хараоба, ставший самым древним классическим танцем в стиле Манипури.
В XVIII веке, благодаря царю Памхеибе, которого также называли Гариб Наваз, «защитник бедных», в Манипуре утвердился вайшнавизм, и мейтхейская культура постепенно стала исчезать. Но внук Нава-за по имени Бхагьячандра начал активно возрождать танцы, и однажды к нему во сне пришел Сам Кришна и попросил организовать представление танца Раса (Раас). Так Раас стал групповым танцем и вошел в набор исполняемых, а Бхагья-чандра построил в каждом храме ната мандап — специальный павильон для танцев.
В Раасе главными героями являются Радха, Кришна и гопи. В Раас входит обычно 5 танцев: первые четыре посвящены сезонам года, а пятый является празднованием завершения годового цикла.
Мейтхейский танец Лай Хараоба исполняют избранные маибы и маиби (священнослужители и священнослужительницы) по особым религиозным и общественным праздникам в мае-июне. Представление происходит на открытом воздухе или на зеленой лужайке, где присутствует дух лесов. Мужчины одеты как воины, а женщины — как принцессы. Иногда в танец вплетают популярные мейтхейские легенды.
В Манипури очень мягкие, плавные, грациозные движения, иногда напоминающие кукольные. В основном, люди изображают в танце жизнь, которой они живут, и не создают спецэффектов, или шоу.
Мохиниаттам — стиль, пришедший из штата Керала. В легенде говорится, что, когда полубоги и демоны пахтали молочный океан, они получили амриту — нектар бессмертия. Демоны обезумели и отобрали его у полубогов. Тогда вмешался Вишну и принял женскую форму, чтобы спасти мир и вернуть богам амриту. Эта прекрасная форма называлась Мохини Мурти, идеал самой привлекательной женщины. В конце концов демоны отдали амриту Мо-хини, она же поделила присутствующих на две группы (демонов и богов) и сначала дала богам нектар, таким образом обманув демонов. После этого Вишну принял свой изначальный образ. Но память об этой удивительной форме осталась и люди до сих пор прославляют Мохини Мурти. Так возник стиль Мохиниаттам — танцевальная форма, посвященная Ей.
Мохиниаттам, так же как и Бхарата Натьям, изначально пришел от девадаси, храмовых танцовщиц. Керала в то время уже имела свои танцевальные традиции, но их исполнителями являлись только мужчины, они же играли и женские роли. С появлением Мохиниаттама женщины смогли сами танцевать сольные танцы. Так получилось, что до 1930-х годов Мохи-ниаттам переживал некоторый застой, но потом, после основания Керала Кала Мандалам, центра обучения традиционным искусствам Кералы, танцы в стиле Мохиниаттам вновь стали популярны и получили развитие. С тех пор эта форма устоялась и утвердилась уже не только как традиционная, но и как классическая.
Базис представляет, как и в Бхарата Натьяме, систему движений, называемых адаву, четырех видов: Таганам, Джаганам, Дхаганам и Саммисрам. Эти адаву берутся из классификации вайттари. Как стиль в целом, Мохиниаттам очень лиричен, грациозен и медлителен. Он напоминает движения небесных нимф, плывущих по воздуху и заигрывающих друг с другом. Движения совершаются по траектории окружности, жесты рук выполняются медленно и мягко. Этот стиль показывает чувственность в самой эстетичной форме.
Одисси — стиль, родиной которого является Орисса, штат на востоке Индии. Практика девадаси, храмовых танцовщиц, существовала также и в Ориссе, где их называли махари. Когда в XIIвеке к власти пришла династия Ганга, первый из царей этой династии, Чодагангадева, построил в 1144 году прекрасный храм Джаганнатхи и выделил для храмового служения 50 махари, а спустя 50 лет царем Анангаб-химадевой был построен специальный танцевальный зал, натья мандир, чтобы там под музыку танцевали махари.
Махари должны были придерживаться строгих правил и ограничений в жизни. Им не разрешалось выступать для публики, они танцевали только в храме, для Божества. Позже при дворе царей и для публики стали выступать готипуа — мальчики, одетые в женские костюмы. Они исполняли очень сложные танцы, требующие серьезной акробатической подготовки, напоминавшие цирковые номера. При этом их танцы были очень изящными и орнаментальными, и их нежный возраст обеспечивал легкость движений и гибкость, от них не ожидалось глубокого проникновения в эмоционально насыщенные части танца. Готипуа тоже танцевали для Божеств во время разных храмовых церемоний и фестивалей.
Позже в Одиссе неоднократно менялись религиозные правила и традиции, так как ее неоднократно завоевывали, стиль стал забываться, и к середине XX века немногие, танцевали Одисси. Из-за того, что репертуар махари и готипуа в чистом изначальном виде почти не сохранился, техника и репертуар были разработаны практически заново, а за основу кодификации взяты некоторые принципы преобладающего классического стиля Бхарата Натьям. В середине ХХ века Одисси был официально признан классическим стилем. В нем пересеклись и соединились две индийские музыкальные системы — северная, Хиндустани, и южная, Карнатик.
Поэтому музыка в Одисси особая: в ней нежность и сладость севера и пылкая страсть юга сплелись воедино.
Стиль Одисси очень лиричен, эмоционален и мягок. Это олицетворение любовной поэзии в движении. Все пропитано бхакти, или любовью и преданностью Богу. Чувственность Одисси предполагает выразительную мимику, красивые позы, изящные степы, грациозное исполнение. В Одисси две основные исходные позиции тела — чока и трибханга. Позиция чока похожа на позицию араманди в Бхарата Натьям, где в полуприсяде стопы и колени разведены в стороны, а руки, согнутые в локтях под прямым углом, разведены в стороны и параллельны полу. Движения, совершаемые из этой позиции, ритмичные и четкие. В позиции трибханга тело изогнуто в трех местах: в коленях, талии и шее. Таким образом, во время движений, исходящих из этой позиции, благодаря изломам создается впечатление волны, что смягчает четкие и ритмичные степы, придает движениям плавность и округлость.
Одисси предполагает сольное исполнение, хотя многие гуру и хореографы в течение последнего десятилетия с успехом ставят прекрасные групповые композиции.
Традиционные индийские танцы вдохновляли и продолжают вдохновлять хореографов и танцоров всего мира. Некоторые прославленные балерины в свое время были очарованы искусством индийского танца. Так, еще в 1830 году Мари Таглиони танцевала «Ла Баядере», построенном на основе танцев девадаси, а одноименный балет 1906 года в исполнении Анны Павловой базировался на северно-индийских танцевальных традициях. Потом Вацлав Нижинский, в 1912 году, вдохновленный танцующим Кришной, исполнил потрясающий балет о Синем Боге «Le Diev Blue». И сейчас многие хореографы пытаются соединить различные виды западного танца с классическими или народными индийскими танцами. Такие эксперименты очень интересны, потому что позволяют иначе взглянуть на традиционное искусство. Это новое искусство синтезирования разных концептов, отличающихся и темой, и языком.
Также существуют и инновации в использовании непосредственно классического индийского танца: изменение тематики, сюжетов, трактовки. Танец адаптируется к современной жизни, так, например, он может уйти от мифологии и стать ближе к социальным проблемам, но при этом в нем сохраняется классический язык, техника, набор изобразительно-выразительных средств. Параллельно этому существует и развивается «креативный стиль» или «фристайл» («свободный стиль») индийского танца. Это новые творческие разработки, в которых тематика может оставаться индийской, как, например, сезоны года или религия, но сам язык танца и выразительные средства нельзя отнести четко к какой-либо классической форме. Такой стиль можно охарактеризовать как «модерн».
В начале ХХ века в Индию приехали американцы Тед Шон и Рут Сант Денис и вдохновили на эксперименты некоторых индийцев, в частности, Удай Шанкара (1900-1977), которого можно считать пионером «фристайла», балета или современного индийского танца «модерна». Выходец из Удайпура, один из четырех блистательных талантливых братьев, реализовавших себя в искусстве, в начале своего творческого пути он был художником и учился в Лондоне. Именно там он увлекся танцем и решил посвятить свою жизнь этому искусству.
Русская балерина Анна Павлова попросила его стать ее партнером в простых индийских композициях, которые снискали невероятный успех.
Вдохновленный Удай Шанкар по возвращении в Индию создал первую индийскую компанию, занимающуюся танцем. Ученики Удай Шанкара работали во «фристайле», и их можно назвать «первым призывом» индийского модерна. Смена же пришла в 1970-х годах. В 1977 году Сангит Натак Академи организовала первый балетный фестиваль под руководством Мохана Кхокара. Это было громким событием. Второй такой фестиваль состоялся в Германии в 1984-85-х годах.
В 80-е годы в танцы проникли социальные идеи, такие, как феминизм, а в 90-е мировой темой, словно мировой мантрой, стала природа. В последние годы на танцы сильно влияют рыночные тенденции, такие, как пища, мода и одежда. Они отодвигают важность искусства, в частности и танца, как бы на второй план. Рынок предполагает наличие хорошего продукта в красивой упаковке, который можно выгодно продать. Так, чтобы стать конкурентоспособным продуктом, к танцу прилагается своего рода упаковка из музыки, костюмов, грима, дизайна сцены, световой аранжировки и т.д.
На фоне других исполнителей привлекает внимание Дакша Шетх. Она изучала Катхак, Калари и Чхау, но потом создала свой уникальный язык и азбуку и работает в своем, особом формате. Другие современные звезды, выделяющиеся оригинальностью – это Адити Мангалдас, Шобха Джейсингх, Мадху Натарадж-Хери и Рамли Ибрагим.
Источник: nitai.ru
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта