Разум как инструмент трансформации человека (часть 2)

Поделиться
Дата: 07.10.2016 | Время на чтение: 17–18 мин.
Разум как инструмент трансформации человека (часть 2)

Что такое разум? Разум (буддхи) – интеллектуально-волевое начало, которое дает оценку идеям и мыслям. Разумом обладает только человек, у животных – сознание.

Чем знание собаки отличается от знания человека? Тем, что человек знает, что он знает, а собака не знает. Это очень существенная разница, которая является нашей привилегией и позволяет нам быть человеком по-настоящему, то есть меняться и выходить за пределы своей судьбы, создавать новую карму. Это – осознанность или способность оценивать свое знание. Способность посмотреть на себя со стороны и подумать, правильно ли я действую или нет.

(начало)

 

Трансцендентный тренажер

мольба

Один из способов развития разума – молитва. Постоянная молитва позволяет сохранить его в чистом виде, помогает сформировать правильное отождествление.

голос совести

Кроме этого существует еще один очень могущественный метод укрепления разума – это внимание голосу своей совести. Этот неприятный голос, который нам постоянно говорит, что что-то не так, не нужно подавлять. Нужно понять, что совесть является нашей самой большой ценностью.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж в своем семинаре «От информации к трансформации» говорит об универсальной формуле духовной практики, которая работает всегда и везде, при любых обстоятельствах, если правильно ею пользоваться. Это универсальная формула по крайней мере для ведической культуры, ее разных школ и направлений (карма-йога, гьяна-йога, бхакти-йога, крия-йога). Это формула глубинного познания, глубочайшей трансформации самого себя. При этом она неожиданно проста, а результат ее использования самый поразительный. Формула приведена в «Брихадараньяка-упанишад». Упанишады – это древние трактаты, являющиеся частью Вед и появившиеся в результате откровения свыше (шрути). Веды ставят перед человеком задачу постижения Абсолютной Истины, то есть постижение Бога.

Слово «веда» означает «знание» и происходит от корня vid-, от того же самого корня, от которого происходит русское слово «видеть». Знать – значит видеть.

Постичь Бога – значит увидеть Его.

Именно об этой формуле постижения Бога идет речь в «Брихадараньяка-упанишад». На первый взгляд это очень простая формула, но за кажущейся простотой стоит глубокая наука. В переводе с санскрита это значит «атму или Бога, Дух, нужно увидеть», или «ты должен увидеть Бога, ты должен увидеть Дух». Для того, чтобы увидеть Бога, нужно пройти следующие 3 этапа («Брихадараньяка-упанишад», 2.4.5):

  • слушать шротавйо (санскрит),
  • думать мантавйо,
  • медитировать нидидйаситавйах.

Почему слушание – это первый шаг? Почему мы уже столько всего услышали, но, тем не менее, услышанное не оставило глубоких отпечатков в нас?

внимательно слушание

Из различных методов коммуникации слушание является самым важным. Примерно 60-65% всей информации мы получаем через слух. Сейчас люди стремятся к тому, чтобы основную информацию получать через зрение, но слух все равно остается самым важным чувством. Закладка слухового анализатора происходит на 5-7 неделе внутриутробной жизни. Начиная с 20-й недели беременности плод во чреве матери различает частоту и интенсивность звука. Когда Упанишада говорит о слушании, имеется в виду особый вид слушания, а не тот, который нам привычен. Мы думаем, что мы знаем, что значит слушать, но слушание – это наука, и проблема в том, что нас никто никогда этому не учил.

Правильно слушать нужно учиться для того, чтобы слушание превратилось в то самое мистическое действо, которое описано в священных писаниях. Потому что, говоря о слушании, Упанишады имеют в виду определенный опыт присутствия Бога. Слушание – это первый опыт, который должен потом созреть и превратиться в полноту общения с Богом или Высшей Истиной, а также познания самого себя. Если слушать правильно, то уже на этом уровне человек может почувствовать Истину.

Однако люди часто слушают, как говорится, «в одно ухо влетело, из другого вылетело». Люди на лекции зевают, думают о чем-то своем, смотрят на часы, планируют, что они будут делать потом. Иногда они игнорируют собеседника или претворяются, что слушают, но на самом деле ждут, когда он закончит говорить, чтобы сказать самому.

Уровни слушания

Важно знать, какие есть уровни слушания, чтобы анализировать себя и понимать, что происходит со мной, когда я слушаю.

  1. Игнорирование.
    Когда мы не слушаем, а просто пропускаем сказанное мимо ушей.

  2. Притворное слушание.
    Когда мы делаем вид, что слушаем, периодически включаясь и поддакивая.

  3. Избирательное слушание.
    Пропускаем сказанное через фильтр своего эго. Мы слушаем только то, что мы думаем нам нужно, то, что нам приятно, что подтверждает наши мысли.

    Эти три вида слушания очень распространены в современном мире при обычных коммуникациях. Когда речь идет о трансформирующем слушании, о слушании, которое может поменять нас изнутри, то речь идет о другом качестве слушания.

  4. Внимательное слушание.
    Мы пытаемся запомнить то, что услышали, включаем свою сознательную часть и на уровне сознания пытаемся услышать то, что нам говорят.

  5. Эмпатическое слушание.
    Мы слушаем, открываясь изнутри. Это гораздо более высокий уровень слушания, который и является тем самым трансформирующим уровнем, о котором говорится в этом тексте Упанишад. В ведических писаниях подчеркивается, что если вы хотите, чтобы новое знание действительно сформировало какую-то новую личность в вас, нужно слушать именно так.

эмпатическое слушание

Веды говорят, что для того, чтобы произошла трансформация, когда мы слушаем о духовных темах, необходимо внутреннее состояние уважения или доверия, которое снимает ограничительные заслоны нашего эго.

В материальном мире мы привыкли четко фильтровать информацию, которая к нам поступает. Если мы хотим, чтобы что-то поменялось, мы должны сначала выбрать правильный источник этих перемен в своей жизни и начать слушать этого человека. Мы должны особым образом пропускать его слова глубоко внутрь. Очень важно по-настоящему услышать то, что нам хотят сказать, особенно если речь идет о духовных темах. Нужно находиться в смиренном состоянии ума, а не в состоянии «я и так это все знаю», или в состоянии оценивания. Это можно назвать позицией ученика или смирением. И это катализатор, который может запустить в человеке процессы изменения. Внешне этот метод кажется очень простым, но он не прост. Он очень сильно зависит от нашего внутреннего отношения к тому, что происходит. У человека должно быть горячее желание понять и принять внутрь себя важную истину, о которой он слушает.

Не нужно думать, что звук сводится только к смыслу. Если человек слушает духовный звук правильно, у него внутри происходят очень глубокие процессы, открываются важные истины. Простое слово духовного человека может открыть такую бездну внутри нас, что голова начнет кружиться, все вокруг сложится в единую картину, встанет на свои места.

Этапы созревания разум

  1. Способность слушать других.
    Преодоление в себе барьера игнорирования, желание услышать то, что нам хотят сказать. Понимание, что ты не знаешь всего, есть еще много нового, чему можно учиться.

  2. По-настоящему услышать то, что говорят другие.
    Сначала – желание услышать. Это не значит, что сразу по-настоящему услышишь то, что говорит человек, но значит, что преодолено притворное слушание.

  3. Способность действительно извлечь смысл из того, что другие говорят.
    Избирательное слушание преодолено. Избирательное – значит, я слушаю только то, что хочу услышать, то, что подтверждает мое мнение о самом себе. А если услышанное идет вразрез с этими взглядами, то такую информацию я игнорирую. У людей стоит фильтр – эго, и нужно обладать незаурядным смирением, чтобы какие-то вещи пропустить через него. Чтобы действительно услышать, что нам хотят сказать, очень важно применять это к себе. Чтобы слушание было трансформирующим, очень важно иметь определенное состояние сознания, чтобы отпечаток был максимально глубоким.

  4. Способность запоминать услышанное.
    Когда мы слушаем и пытаемся запомнить то, что нам сказали. Это характеристика внимательного слушания.

  5. Целостное видение картины услышанного.
    Это важный этап настоящего слушания, потому что разные фрагментарные вещи должны в конце собраться в нечто целостное. Когда мы воспринимаем то, что нам хотят сказать, и то, что стоит за этими словами. Это произойдет только тогда, когда мы откроемся навстречу слушанию. Тогда отпечаток будет более глубоким. Если речь идет о духовных вещах, если мы читаем или слушаем священные писания, то мы должны получить их целостную суть, которая останется в нас и будет защищать нас изнутри. Это станет броней от агрессивной внешней среды, потому что даст нам внутреннюю уверенность, чистую веру. То есть слушание – это способность раскрыться по отношению к более высокой энергии. Для этого важны уважение, вера, правильное настроение, в котором мы слушаем.

  6. Сопоставление с собственным опытом.
    Чтобы по-настоящему обдумать и понять, о чем шла речь, нужно разобраться, насколько это подтверждается моим опытом и моей жизнью.


    обдумывание

    Размышление, обдумывание – это следующий этап трансформации. Если первый этап был правильным, и мы услышали важную для себя информацию правильно, то потом важно ее обдумать. И это тоже особый навык, как и правильное слушание. Люди, развившие в себе навык обдумывания, понимают вещи на гораздо более глубоком уровне. Обдумывание – значит раскладывание по логическим категориям, правильный, беспристрастный анализ того, что мы услышали в результате правильного слушания. В ведической культуре разработана методика, как это правильно делать, чтобы отпечаток стал гораздо более глубоким. Шестой и седьмой шаги в развитии разума как раз посвящены этому.

  7. Попытаться опровергнуть это.
    Попробовать найти какие-то негативные вещи, тогда мы по-настоящему поймем, о чем идет речь.

  8. Сформированный разум или буддхи, или мудрость человека.
    Для того, чтобы развить мудрость, нужно пройти через семь предыдущих ступеней. Пройти, работая над собой, через слушание, через размышление, перейти на следующий, более важный уровень – нидидйаситавйах, постоянное мысленное возвращение к услышанному. Эта работа в конечном итоге приведет нас к постижению духовной истины, духовной природы самого себя, Бога и реальности, которая нас окружает. Этот шаг означает настоящее переваривание духовной информации. Эта некая универсальная форма духовной практики – умение услышать, обдумать и мысленно вернуться к услышанному – в конце концов приведет к изменению формы нашего видения и позволит нам увидеть то, что было недоступно раньше.

Три этапа постижения истины можно сравнить с процессом пищеварения. Первый этап – положить пищу в рот – это слушание. Затем пищу нужно разжевать – это обдумывание. На следующем этапе пищу нужно проглотить и начать переваривать, то есть ассимилировать все то, что мы услышали, позволить информации стать частью нас, преобразить нас изнутри.

В этом и состоит процесс внутреннего преображения, благодаря которому полученная информация через слушание, обдумывание и медитацию может привести нас к трансформации. Это наука, которая поможет нам обрести новые качества, изменить наши мысли, поступки и реакции на этот мир, перестать быть аппаратом, который автоматически реагирует на все в соответствии со своей кармой. Мы станем другими. Мы заново родимся, восстановив свою духовную природу, и увидим Бога.

Автор Оксана Стовпюк

Список литературы:

  1. Бхакти Вигьяна Госвами. «Секрет устойчивости в мире перемен». – Москва: «Госвами Букс», 2015.

  2. Бхакти Вигьяна Госвами. «От информации к трансформации. Практика применения ведических знаний». – Семинар. Москва, 13 января 2016.

  3. Крупчанский А. «Вечные ответы». – Москва: «108», 2012.

  4. Айенгар Б.К.С. «Йога-сутры Патанджали. Прояснение». Пер. с англ. –Москва: «Альпина нон-фикшн», 2013.



Видео
От информации к трансформации
Фото
Аудио

Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!

Яндекс.Метрика