Кроме Ганеши, у Шивы и Гаури есть еще один сын – Картикея, или Сканда. И вот однажды Господь Шива решил выбрать из них наиболее достойного, чтобы назначить его предводителем своего войска.
Один из двух сыновей должен был получить почетную «должность» повелителя ганов (гана – ганы, слуги Господа Шивы, составляющие его войско; пати – «повелитель»), поэтому Господь Шива позвал обоих сыновей и по совету мудреца Нарады устроил состязание. Господь Шива объявил: «Кто из двух моих сыновей обойдет всю вселенную и вернется первым, тот и станет повелителем ганов».
Сканда, не долго думая, оседлал свою вахану, павлина, и бросился выполнять задание, а Ганеша продолжал сидеть, удобно устроившись на подушках. Затем он неторопливо поднялся и направился к своим родителям. Он с почтением обошел вокруг матери Гаури, затем вокруг Господа Шивы, после чего уселся на прежнее место.
Когда удивленная Гаури спросила: «Мой дорогой, почему ты не выполняешь задание, которое дал тебе отец?», Ганеша ответил ей: «Господь Шива и мать Гаури (Парвати) олицетворяют собой всю нашу вселенную. Обойдя вокруг вас, я, несомненно, обошел вселенную». За такую находчивость и почтительность к старшим Господь Шива немедленно назначил Ганешу предводителем ганов. Вот почему Ганешу называют еще и Ганапати.
В восьмой главе «Нектара преданности» Шрила Рупа Госвами Прабхупада пишет:
«Нужно почитать Ганапати, который устраняет все препятствия в исполнении преданного служения. В "Брахма-самхите" говорится, что Ганапати поклоняется лотосным стопам Господа Нрисимхадевы и потому способен помочь преданным устранить все препятствия с их пути».
Поэтому вайшнавы очень любят и почитают Ганешу: он дарует способность к приобретению знаний.
Наиболее совершенным средством передачи знания является речь. Раньше духовному наставнику достаточно было произнести вслух значительное по объему произведение на санскрите, и ученики на слух запоминали его и могли тут же повторить. Так вот тому, кем будет доволен Ганеша, он может даровать красивую и убедительную речь.
Существует два основных типа знания: материальное и духовное. Прежде чем приступить к изучению избранного вами типа знаний, рекомендуется попросить благословение у Ганеши. Материалистически настроенные люди поклоняются ему ради приобретения материального знания и исполнения других подобных желаний, а вайшнавы просят благословения Ганеши как старшего вайшнава, более мудрого и сведущего в главной среди всех наук – науке о душе. Эта наука помогает человеку освободиться из материального рабства, и она может быть постигнута по милости Ганеши.
Мы обращаемся к Ганеше как к посреднику, через которого можно получить милость Господа. Благодаря этой милости человеку открывается глубокий смысл Вед. Поэтому Ганеша считается еще и божеством мудрости и знания. Сам он очень сведущ в священных писаниях. Сам мудрец Вьясадева передал ему ведические знания. Это произошло достаточно необычным способом.
Небожители однажды захотели выяснить, какое из священных писаний самое важное. Они взяли особые мистические весы и положили на одну чашу «Махабхарату», а на другую – все Веды, Упанишады, Пураны и прочие писания. Ко всеобщему удивлению «Махабхарата» перевесила все писания.
Сначала именно небожители внимательно выслушали «Махабхарату» от Вьясадевы на священной горе Сумеру. Впоследствии мудрец захотел записать «Махабхарату», чтобы она сохранилась для будущих поколений в форме текста. Для этого он решил найти внимательного, аккуратного писца, обладающего великим терпением.
Но вскоре он пришел к выводу, что на Земле нет никого, кто сможет записать это огромное произведение. Но Вьясадеве свойственно одно удивительное качество: когда он испытывает какое-то затруднение, то погружается в философскую задумчивость, и обязательно к нему тут же кто-то приходит на помощь. Так случилось и в этот раз.
Перед ним предстал творец и покровитель материальной вселенной, Господь Брахма, который посоветовал мудрецу поручить это дело Ганеше.
Когда мы искренне обращаемся к какому-то Божеству (думаем о нем, обсуждаем его деяния и качества, что-то предлагаем ему, молимся, совершаем служение или просто читаем о нем), то оно сразу же оказывается рядом с нами. Оно может находиться прямо перед нами в своей непроявленной форме, поэтому не думайте, что когда вы молитесь, то обращаетесь в пустоту или куда-то в небо. Перед самыми дорогими своими слугами божество может проявить свою форму. Но это очень редкие случаи. Поэтому мы просто должны понимать, что, повторяя маха-мантру Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, мы обращаемся непосредственно к Верховной Личности Бога, Шри Кришне. Он является Господином всех энергий как в материальном мире, так и в мире духовном. «Кришна» переводится как «всепривлекающий». Он привлекает не только обычных живых существ, как мы с вами, но и более могущественных. Таких, например, как Ганеша.
Как только разговор зашел о Ганеше, он тотчас же предстал перед ними, интересуясь, в связи с чем упомянули его имя столь возвышенные личности. Вьяса изложил ему свою просьбу.
Ганеша сказал, что, пожалуй, сможет этим заняться. Однако, ссылаясь на свою занятость, выдвинул условие: диктовать нужно в достаточно быстром темпе, чтобы перо, которым он будет записывать, двигалось без перерыва. Если диктовка прервется, он тут же поднимется и уйдет.
Чувствуя необходимость в помощи Ганеши, Шри Вьяса согласился с этим условием, при этом, однако, поставил и свое: он станет продолжать диктовку только в том случае, если Ганеше будет понятен смысл каждого стиха, который он записывает. Любознательный Ганеша согласился.
Когда они приступили к работе, Вьясадева стал время от времени намерено сочинять очень трудные для понимания стихи, над которыми Ганеше приходилось подолгу размышлять. Вьяса пользовался этим временем, чтобы отдохнуть, совершить омовение, принять пищу и так далее. Из-за этого в «Махабхарате» насчитывается около восьми тысяч восьмисот стихов с трудным для понимания смыслом.
Причем говорится, что в один момент скорость записи превысила возможности пера Ганеши, и оно сломалось. А Вьясадева не останавливался и продолжал диктовать. Ганеше не оставалось ничего другого, как отломить свой бивень и продолжить записывать им. Это указывает на чрезвычайную целеустремленность личности. Подобное поведение является показателем того, что Ганеша готов пойти на любую аскезу и самопожертвование ради достижения духовного блага всех людей.
Таким образом, под диктовку Шрилы Вьясадевы Ганеша записал все изначальные стихи «Махабхараты». Из них три миллиона Вьясадева отдал для изучения Брахме, главному и самому мудрому среди полубогов. Другие три миллиона стихов Вьяса отдал своему ученику, небесному мудрецу Нараде, для проповеди среди небожителей. Полтора миллиона стихов «Махабхараты» Вьясадева передал мудрецам Асите и Девале для распространения среди предков (питов). Миллион четыреста тысяч стихов получил Шукрачарья для обучения небесных певцов (гандхарвов).
И, наконец, сто тысяч стихов Вьяса поведал мудрецу Ваишампайане, который, в свою очередь, рассказал их царю Джанамеджае. Эти сто тысяч стихов и составляют «Махабхарату», которая до сих пор доступна в человеческом обществе.
«Махабхарата» способна избавить человека от всех сомнений.
Поэтому каждый человек обязан Ганеше за его великое служение. Записывая «Махабхарату», Ганеша глубоко постиг каждый ее стих. С тех пор он повсеместно считается великим мудрецом.
Особенно знаменита «Махабхарата» тем, что содержит жемчужину всех ведических писаний – «Бхагавад-гиту», которая состоит из семисот стихов. В ней Верховный Господь Шри Кришна в краткой форме объясняет суть всех Вед, поэтому каждый, кто искренне стремится понять смысл жизни и науку о душе, должен изучать «Бхагавад-гиту».
Как пример обращения к Ганеше можно привести молитвы знаменитого святого из Южной Индии, Гопалы Дасару:
«Слава всеблагому Ганеше, который долгое время совершал аскезы ради удовлетворения Всевышнего Господа. Благодаря этому поклонению Ганеша стал прекрасным как восходящее солнце. Небесная река Ганга поклоняется ему как вышестоящему. Его славят сиддхи, видьядхары и другие полубоги.
О, Ганеша, я не прошу у тебя мирских благословений о счастье и наслаждении чувств. Прошу только об одном: помоги мне избавиться от склонности к греховным действиям, которые, сознательно или нет, я совершаю каждый день. За эти действия впоследствии мне придется отвечать. Пожалуйста, позволь мне избавиться от ложного эгоизма и осознать, что на самом деле не я совершаю действия в этом мире.
Я смогу освободиться из материального рабства, только если буду посвящать все свои действия служению Верховной Личности Бога. Пусть это станет моим совершенством.
О Ганеша! Пребывая во мне, пожалуйста, воспевай святые имена Господа Кришны и займи и меня в этом возвышенном служении!»
Согласно этой молитве, у Ганеши в первую очередь следует просить следующие блага:
1. Чистоту разума.
2. Постижение естественных, точных и прикладных наук. Согласно «Бхагавад-гите», главная среди всех наук – это наука о душе.
3. Здоровый дух отречения от мирских наслаждений. Объекты наслаждения чувств могут внешне казаться очень привлекательными, но если человек не будет ограничивать себя в наслаждениях, руководствуясь религиозными и духовными принципами, чувства, несомненно, поведут его по пути деградации.
4. Чтобы уста непрестанно славили подобные нектару игры непогрешимого Господа Шри Кришны.
5. Чистейшую преданность Всевышнему Господу.
Можно просить у Ганеши благословений на понимание смысла писаний, составленных великими духовными учителями, такими как Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Обретя божественное знание, человек сможет испытать неисчерпаемое духовное блаженство любви к Богу. Все то, что приближает нас к этой высшей цели, мы должны принимать, остальное – отвергать.
Да благословит всех нас мудрый Ганеша!
Да уберет он с нашего духовного пути такие препятствия, как гордость, высокомерие, оскорбления в уме, оскорбления словами, непреодолимые материальные желания. Да укрепит он нашу веру в духовного учителя, священные писания и Кришну.
Будьте счастливы.
Харе Кришна.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта