Вера – это одна из самых великих движущих сил. Без нее невозможно жить и достигать поставленных целей. По тому, во что верит человек, можно определить, на каком уровне сознания он находится, каковы его жизненно важные приоритеты, какую он имеет цель. Вера является первой ступенью к познанию себя, окружающего мира и Бога. Это то, что вселяет надежду и пробуждает к жизни. Поэтому вера определяет судьбу и качество жизни.
«...живые существа, ввергнутые в иллюзию тремя гунами природы, не понимают, что за материальным мирозданием стоит Верховная Личность Бога»
Вера – это дремлющая в нас энергия радости, которая воодушевляет и возвышает, дает силу жить и действовать в этом мире. Верующий человек, который познал энергию радости, раскрывает в себе неиссякаемый источник счастья.
А теперь давайте зададим себе такие вопросы: «Во что или в кого я верю? На чем основана моя вера? Как она помогает мне жить? Где найти силы, когда, как кажется, закрыты все двери?».
Слово шраддха (в переводе с санскритского Çraddhâ – верность, вера) состоит из двух частей: шрад значит «истина», дха значит «утвердить». Вера – это предощущение истины. Шастры, древние ведические священные писания, дают определение шраддхи таким образом: шраддха хи шастра-артха вишваса – вера есть твердая убежденность в истинности заключений священных писаний.
Вера связана с доверием. Чтобы доверять, сердце должно быть открытым, что делает нас уязвимыми. Поэтому встает вопрос: кому и чему можно верить? Доверяясь, мы должны быть уверены, что нас не обманут, что мы получим обещанное, если будем следовать определенному процессу или за каким-то человеком, а это очень рискованно.
В принципе можно поверить любым философиям, теориям, утверждениям. Одна беда – все они выдуманы людьми, а значит, несовершенны. Вспоминая расхожее выражение «Хотели как лучше, получили как всегда», не хочется рисковать своим доверием, опираясь только на критерий «нравится – не нравится». И шастры тоже предупреждают нас об этом, говоря о четырех недостатках человека:
Кому же тогда верить? Есть одно существо, которое никогда не ошибается по определению – это Верховная Личность Бога. Он не подвержен ошибкам, и поэтому мы можем Ему доверять. А как получить от Него знания, чтобы они не исказились? Для этого и существуют шастры – то, что Он сказал, и гуру (духовный учитель) – тот, кто объясняет шастры применительно к нашим жизненным обстоятельствам.
Изучая священные писания, в своем сердце мы начинаем ощущать, что все сказанное в них – правда, хотя мы и не можем этого понять во всей полноте. Мы не в силах понять до конца, что мы души. Это невозможно понять материальным умом, но мы верим в истинность утверждения шастр. У нас появляется в сердце интуитивное ощущение: «Так оно и есть!»
Веру вселяет в наше сердце духовный учитель, потому что он является живым примером осознавшей себя личности, которая утвердила эту веру в себе.
Вера требует дальнейшего духовного развития человека; она обозначает первую ступень к познанию энергии радости и утверждает эту энергию в сердце. Мы чувствуем ее в себе интуитивно и всем сердцем понимаем, что это неотъемлемое качество нашей духовной природы.
Вот что об этом говорится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила 23.13, комм.):
«Развиваясь, твердая вера порождает вкус, и этот вкус привязывает человека к преданному служению. Когда привязанность усиливается, семя любви к Богу приносит плод. Это состояние называется прити, или рати (любовь); также его называют бхавой (эмоцией). А когда рати усиливается, говорится, что человек обрел любовь к Богу. Такая любовь есть высшее совершенство жизни и источник бесконечного наслаждения».
Далеко не каждый человек задумывается о том, как сохранить веру. В этом отношении на некоторых людей, кажется, не влияют трудности судьбы, никакие препятствия не могут вывести их из состояния внутреннего равновесия. Их секрет заключается в том, что они осознали важность веры в своей жизни и поддерживают ее общением с теми, кто вдохновлен и идет этим же духовным путем.
Если вера слаба, а человек не изучает шастры, он обречен на падение, причина которого – дурное общение. Сам, без поддержки, он не в силах справиться с обилием различных мнений и аргументов. Но если человек со слабой верой опирается на священные писания, открытым сердцем принимая их доводы и пытаясь практически применить знания, полученные в них, он приобретает устойчивое положение. Очень важно в самом начале духовного пути принять авторитет человека, который знает шастры, и главным, кто оказывает поддержку в развитии веры, является духовный учитель.
«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».
Первым критерием оценки величины шраддхи в человеке является степень его бесстрашия. В шастрах говорится, что если человек не принял защиты, то он испытывает страх.
Следующий критерий – постоянное приложение усилий для служения Кришне, Верховной Личности Бога. Если у человека сильная вера, он совершает над собой внутреннюю работу и не боится, что она бесполезна и что он зря тратит на нее время. Священные писания и духовный учитель укрепляют его разум, сомнения со временем исчезают. Ведь смысл человеческой жизни – возобновить свои вечные отношения с Богом.
Следует заметить, что шраддха вовсе не означает слепую веру, с которой обычно ассоциируется религия. Слепая вера запрещает рассуждать и задавать вопросы, которые расцениваются как неверие. В некоторых шастрах, например, в «Шримад-Бхагаватам», приводится много вопросов, на которые даются квалифицированные ответы. Дело в том, что человек, вставший на путь духовного развития, не сомневается в цели, но не знает всех деталей применения знаний в своей жизненной ситуации.
Повествование «Бхагавад-Гиты» начинается с чувства отчаяния и бессилия, которые испытывал Арджуна на поле боя. И это нам знакомо – все мы проходили через жизненные кризисы. Но любой кризис, если на него правильно реагировать и преодолевать, позволяет подниматься на новую ступень своей духовной жизни. Значит, их устраивает нам Сам Кришна, заставляя нас двигаться дальше. Но некоторые люди могут не выдержать и сойти с духовного пути.
Человек с твердой верой убежден, что во всех несчастьях виноват он сам из-за своих прошлых грехов, а Господь посылает ему лишь малую толику того, что он заслужил. И по Его милости мы сталкиваемся с определенными окружающими людьми и обстоятельствами – все ситуации создаются для нашего личного саморазвития. Важно понять, что Кришна всеблаг и совершенен, Его любовь абсолютна и чиста. А все проблемы, которые мы видим во внешнем мире – это наши внутренние проблемы или препятствия, отделяющие нас от Бога, от Его любви и милости к нам.
Особенность умонастроения всех живущих в этом материальном мире заключается в том, что нам интересно все, что угодно, кроме Бога!
Кто-то сталкивался в своей жизни с равнодушием? Каково наше отношение к тем, кому мы сделали что-нибудь хорошее, а потом они просто проходят мимо, не замечая нас?
Равнодушие – самое большое оскорбление, которое можно нанести человеку.
А теперь представим себе, каково Кришне? Он любит нас, несмотря на то, что мы от него отворачиваемся и закрываемся. Он заботится о нас, предоставляя тело для исполнения наших желаний, место, где мы живем, еду, а нам интересно все, что угодно, только не Его любовь к нам.
Люди, живущие в этом мире, не хотят иметь с Богом никакого общения. Это наша беда, проблема, болезнь. Трагедия нашего материального существования начинается именно с ишад апетасйа – равнодушия к Богу.
Первый шаг – это решительно, раз и навсегда, сделать в своем сердце выбор: я буду развивать веру, чтобы восстановить отношения с Богом. Потому что я, как и все в этом мире, – душа, которой нужно только одно – любовь.
Второй шаг – признаться себе, что нужна помощь и поддержка, то есть общество тех, кто стремится к развитию веры, а также личность, которая сможет вести по духовному пути. Единственное, что от нас требуется – это искренность и честность перед самим собой.
Международное общество сознания Кришны (МОСК), которое основал А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, дает огромную помощь в развитии нашей любви к Богу. Жизнь людей, присоединившихся к этому обществу, существенно меняется в лучшую сторону, о чем можно узнать, изучив биографии как самого основателя движения, так и его учеников, например, Бхакти Тиртхи Свами.
Шрила Прабхупада принес на Запад ведическое знание, которое не относится к какой-то национальности или религии. В Ведах, изложенных Прабхупадой, с пословным переводом и комментариями, как это знание можно применить в сегодняшней жизни, человек может найти ответы абсолютно на все вопросы.
У нас есть удивительная удача и благословение – получать от духовных учителей это знание, не искаженное желанием добавить что-то от себя. Слушая их лекции, общаясь с этими искренними людьми, мы можем ощущать поддержку, и наша вера будет укрепляться.
Со временем, когда наша вера окрепнет, мы поймем шастры и своим примером сможем помочь окружающим нас людям. А это именно та помощь, в которой нуждается каждый человек, осознает он это или нет.
Автор Кристина Москаленко
Источники:
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта