Нет никаких сомнений в том, что знание будущего у Шрилы Прабхупады не было таким, как у обычных людей. В конце осени 1965 года, сидя на скамейке в парке, Шрила Прабхупада беседовал с Полом Рубеном, кондуктором нью-йоркского метро, который вспоминает: «Он, казалось, знал, что будет иметь храмы, наполненные вайшнавами. Он как-то сказал мне: “Я не бедный человек, я - богат. Мои храмы и книги уже существуют, только время отделяет меня от них”».
Когда Шрила Прабхупада утвердился в понимании Движения Господа Чайтаньи как всемирной миссии проповеди, он принял решение о создании новой организации, выступив в качестве ее ачарьи-основателя. Он сделал это на основе знания, суть которого впитал от своего духовного учителя. Новая организация должна была воплотить в себе это знание и с непоколебимой решимостью распространить чистую любовь к Богу на благо страждущего человечества во всем мире. Таким образом, Шрила Прабхупада выполнял наставления своего духовного учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, который просил его проповедовать сознание Кришны англоговорящей аудитории по всему миру.
После того как духовный учитель Шрилы Прабхупады ушел из этого мира, организация Гаудия-матх, созданная Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами, разделилась и перестала существовать как целостная структура. И тогда он был вынужден дать жизнь новой ветви Гаудия-сампрадаи, основав в 1966 году свою собственную организацию, Международное общество сознания Кришны (International Society for Krishna Consciousness — ISKCON; ИСККОН).
9 сентября 1966 года Шрила Прабхупада провел обряд инициации для первых своих учеников. Во вступительном слове он сказал кандидатам, что в Индии повторяют, как минимум, шестьдесят четыре круга маха-мантры ежедневно и что его духовный учитель говорил, что каждого, кто не читает по шестьдесят четыре круга ежедневно, следует считать падшим.
Ученики были озадачены – ведь это займет целый день! Как ходить на работу, если тебе нужно повторять шестьдесят четыре круга мантры? Да и кто сможет прочесть шестьдесят четыре круга подряд? Тогда Шрила Прабхупада установил минимум – шестнадцать кругов в день, но делать это неукоснительно. Некоторые из кандидатов только перед церемонией узнали о соблюдении регулирующих принципов, которые после инициации нужно будет соблюдать всю жизнь. Регулирующих принципов всего четыре: не есть мяса, не вступать во внебрачные половые связи, не употреблять одурманивающих средств и не играть в азартные игры. И все же они приняли инициацию и теперь навсегда останутся для нас первопроходцами. В мае 1968 года Шрила Прабхупада дал первую брахманическую инициацию нескольким преданным.
По индийской традиции женщина следует за мужчиной и не получает вторую, брахманическую инициацию. Это огорчало некоторых учениц. Им казалось, что, получив вторую инициацию, они почувствовуют себя настоящими ученицами, последовательницами своего дорогого духовного учителя. И Шрила Прабхупада разрешил женщинам получать брахманическую инициацию. Они были просто счастливы.
Создавая ИСККОН, Шрила Прабхупада взял за основу организацию своего духовного учителя. Чтобы избежать развала Международного общества сознания Кришны, как это произошло в Гаудия-матхе. В июле 1970 года он создал Руководящий совет Общества (Джи-би-си). Все члены ИСККОН, занимающие положение лидеров, включая дикша- и шикша-гуру, обязаны нести совместное служение под руководством Джи-би-си, чтобы исполнить наставления Шрилы Прабхупады. Джи-би-си следит за возможными отклонениями в обществе сознания Кришны и принимает необходимые меры в случае выявления таких отклонений. Этот совет принимает решения большинством голосов, что позволяет развивать сотрудничество между членами ИСККОН.
Шрила Прабхупада хотел, чтобы, прежде всего, старшие преданные научились сотрудничать между собой. Он беспокоился о том, что будет с ИСККОН после его ухода. Если сотрудничество будет опираться на взаимоуважение и любовь, то Международное общество сознания Кришны будет укрепляться и развиваться. Шрила Прабхупада говорил своим ученикам:
«Ваша любовь ко мне проявится в том, насколько вы будете сотрудничать друг с другом ради сохранения этой организации после моего ухода»
Шрила Прабхупада установил в ИСККОН философское учение, базовые стандарты духовной практики (садханы), управляющую структуру (Джи-би-си), определил основные виды деятельности ИСККОН и его приоритеты, стиль и стандарты храмового поклонения. Все это основополагающие аспекты культуры ИСККОН.
Невозможно переоценить то, что сделал Шрила Прабхупада для каждого из нас и для всего человечества. Сейчас мы принимаем как само собой разумеющееся то, что получили без особого труда, просто по его великой милости. Мы принимаем это, не задумываясь над тем, каких титанических усилий это стоило. Эта милость очень дешево нам досталась, однако она дорогого стоит. Мы даже представить себе не можем, насколько мы удачливы. Теперь мы должны постараться удержать то, что получили, не сойти с этого пути, не упустить, не обесценить и не потерять эту ценность, которой мы обязаны Шриле Прабхупаде.
Шрила Прабхупада явился в Калькутте 1 сентября 1896 года и был наречен именем Абхай Чаран Де. По древней индийской традиции, когда рождается ребенок, семейные астрологи составляют его гороскоп. Когда маленькому Абхаю составили гороскоп, то астролог был очень удивлен. Он сказал, что у этого ребенка не было прошлой жизни.
Шрила Прабхупада является нитья-сиддхой, вечно освобожденной душой.
У нитья-сиддх нет прошлой жизни. Они приходят в материальный мир из сострадания к душам, влачащим свое существование в материальном мире. Эти уникальные личности одной своей милостью могут помочь многим поколениям людей избавиться от страданий и обрести вечное счастье. К такому счастью стремится любая душа. Она изо всех сил ищет это счастье в материальном мире. Но это не то место, где его можно найти. Поэтому Господь и посылает к нам на помощь Своих дорогих слуг, чтобы они указали нам путь к вечному знанию и блаженству.
Шрила Прабхупада (Абхай Чаран) как раз и является таким представителем Бога, нитья-сиддхой. Он принял рождение в вайшнавской благочестивой семье, в которой все были преданными Господа. Дом, где они жили, находился неподалеку от храма Радхи-Дамодары. Каждое утро Абхай Чаран приходил в этот храм вместе со своей матерью, отцом или слугой.
Отец Абхая, Гоур Мохан Де воспитывал сына так, чтобы тот рос в сознании Кришны. Поскольку родители Гоура Мохана тоже были вайшнавами, он никогда в жизни не притрагивался к мясу, рыбе, яйцам, не пил чая и кофе. Каждый вечер, вернувшись из лавки, он садился перед домашним алтарем и с благоговением проводил службу Господу Кришне. Мягкий и добрый по природе, он старался не наказывать Абхая. Но если порой ему нужно было как-то приструнить расшалившегося малыша, он предварительно приносил ему свои извинения. Он говорил: «Ты – мой сын, и потому я должен тебя наказать. Это мой долг. Даже отцу Чайтаньи Махапрабху приходилось наказывать своего сына, так что не взыщи».
Гоур Мохан хотел, чтобы его сын вырос преданным. Он мечтал, чтобы Абхай стал слугой Радхи и Кришны, проповедовал «Бхагаватам» и научился играть на мриданге. Он часто принимал у себя садху и каждый раз просил их: «Благословите, пожалуйста, моего сына, чтобы Шримати Радхарани пролила на него Свою милость».
Когда Абхаю было около шести лет, он попросил отца мурти, которому бы он мог поклоняться самостоятельно. Гоур Мохан купил пару маленьких Божеств Радхи-Кришны и подарил их сыну. С тех пор, что бы ни ел маленький Абхай, он сначала предлагал это Радхе и Кришне. Подражая отцу и священнослужителю из храма Радхи-Говинды, он предлагал своим Божествам масляную лампадку и укладывал Их на ночь спать. А однажды вместе с друзьями он устроил настоящую мини Ратха-ятру, к которой присоединились все жители квартала.
Как-то раз маленький Абхай серьезно заболел и английский врач, которого ему вызвали, прописал ему в качестве лечения куриный бульон. Ради спасения жизни ребенка обеспокоенные родители попытались последовать совету врача, но Абхай сопротивлялся изо всех сил! Он так и не дал напоить себя бульоном. По милости Господа, болезнь вылечили другими средствами.
Шрила Прабхупада является ачарьей – совершенным духовным учителем, который знает смысл Священных писаний и учит не только наставлениями, но и личным примером. Шрила Прабхупада переводил книги с «неродного» языка – санскрита на «неродной» язык – английский. Однако его переводы будут еще долго вдохновлять многие поколения людей, стремящихся к совершенству.
Шрила Прабхупада проповедовал там, где люди не только не следовали Ведам, - они даже не знали, что это такое. Но он смог объяснить философию сознания Кришны даже таким людям. Он написал книги, просто читая которые, люди становятся чистыми преданными. Иногда он давал инициацию людям, которые присоединились к движению сознания Кришны несколько дней назад. Но благодаря его милости они становились чистыми преданными.
Шрила Прабхупада является маха-бхагаватой - преданным высшей категории. Такие преданные полностью лишены зависти. Когда он добился успеха, он начал приглашать своих духовных братьев к сотрудничеству, забыв о том, что они ему отказали в помощи. Он считал себя слугой всех. Он прославлял своих учеников и указывал им верную дорогу. У него была полная вера в Кришну и в Святое Имя.
Маха-бхагаваты обладают таким могуществом, что просто увидев такую личность, люди становятся преданными. Одна девушка в Мельбурне слышала о Шриле Прабхупаде, но не собиралось становиться преданной, а просто ради интереса пришла на встречу с ним. Он как бы случайно остановился возле нее и сказал: «Харе Кришна». И она стала преданной.
Шрила Прабхупада является шактьявеша-аватарой – личностью, наделенной особыми полномочиями по распространению бхакти. У него огромное количество последователей и есть храмы по всему миру. Раньше никто не мог распространить бхакти на Западе. Ни у кого это не получалось. Но у Шрилы Прабхупады получилось. Кроме него никто не мог этого сделать. Это была его миссия.
Шрила Прабхупада является ачарьей-основателем, который появляется, когда сампрадая находится в упадке. Он вдыхает в нее новую жизнь. Через сто лет после ухода Господа Чайтаньи, вайшнавская традиция была разрушена. Затем пришел Бхактивинода Тхакур и возродил сампрадаю. За ним пришел Бхактисидханта Сарасвати и основал массовое движение, но после его ухода начался раскол в организации.
Существуют признаки ачарьи-основателя, присущие только ему:
Выявив квалификацию людей данной эпохи, ачарья-основатель дает им соответствующие стандарты, которые могут практиковаться широким числом последователей.
Квалификация ачарьи-основателя проверяется не только том, насколько он сам достиг совершенства в Сознании Кришны, но и насколько его последователи, следуя установленным им принципам, смогли развить любовь к Богу.
Задача ачарьи-основателя заключается в том, чтобы открыть обусловленным душам путь, который приведет их домой, к Богу. Проложив этот славный маршрут, ачарья-основатель готовит для его регулярного обслуживания проводников, которые будут направлять, опекать и поощрять всех, кто пойдет этим путем. Он постоянно наблюдает за его функционированием посредством тех, кто действует под его руководством.
Гуру – это духовный учитель, обязанность которого состоит в том, чтобы занимать своих учеников в миссии ачарьи-основателя. Те, кто принимает на себя служение в качестве дикша-гуру или шикша-гуру в ИСККОН, должны быть образцом в том, как они представляют Шрилу Прабхупаду через свои слова и поведение.
Шикша-гуру дает духовные наставления и вдохновляет от имени Шрилы Прабхупады и всей гуру-парампары. Дикша-гуру дает духовные наставления, вдохновляет, проводит официальную церемонию инициации, где дает духовное имя, четки. Дикша-гуру дает также брахманическое посвящение наиболее достойным ученикам. Это служение Шриле Прабхупаде и гуру парампаре.
В целом, основной обязанностью всех дикша-гуру, шикша-гуру и тех, кто занимает положение лидеров, является помощь Шриле Прабхупаде в его служении своему гуру Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и Брахма-Мадхва-Гаудия-вайшнава сампрадае.
Когда Шрила Прабхупада понял, что успех достигнут и что этот успех зовется «Международным обществом сознания Кришны», он принял титул «ачарья-основатель». Принятие этого титула знаменовало успех его духовного учителя в утверждении сознания Кришны в качестве всемирного Движения.
Шрила Прабхупада занимает уникальное положение в ИСККОН. Будучи его ачарьей-основателем, он является главной вдохновляющей и движущей силой общества и главным гуру для всех членов ИСККОН. Он учит не только своими наставлениями, но и личным примером, служа моделью и нормой для своих последователей. Его личные нормы, принципы, его дух, или настроение пронизывают ИСККОН. Каждый член организации может и должен иметь личные отношения со Шрилой Прабхупадой через его книги и наставления, служа ему в обществе сознания Кришны и поместив его в свое сердце. Наше сознание Кришны - это сознание Шрилы Прабхупады.
Шрила Прабхупада дает прибежище всем своим последователям. Он может проявиться в их сердцах, снах, а также может наделить своим особым состраданием. Взаимоотношения со Шрилой Прабхупадой, являющимся возлюбленным духовным учителем всех наших духовных учителей, доступны всем преданным без исключения. Причем отношения эти не зависят от того, когда преданный присоединился к Движению. Эти отношения вечны.
Хотя может показаться, что 14 ноября 1977 года Шрила Прабхупада покинул этот мир, он продолжает жить в своих наставлениях. Он оставил нам живое наследие: бесценные книги, своих дорогих учеников, преданных, развивающиеся общины и знание о том, как наилучшим образом применять сознание Кришны в каждой жизненной ситуации.
Шрила Прабхупада живет также в наших благодарных сердцах и является душой Международного общества сознания Кришны, посредством которого он продолжает успешно действовать в этом мире.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта