Шрила Рупа Госвами, изучив множество писаний, пришел к следующему выводу:
«Сияние, пронизывающее эту вселенную, считают лучами, исходящими от Верховной Личности Бога. Высшая обитель Кришны всегда излучает сияние, называемое брахмаджьоти, и это сияние исходит от Его тела.
Сияние россыпи драгоценных камней, которыми украшена грудь Господа, способно затмить даже свет солнца, и все же, если сравнить его с лучами, исходящими от тела Господа, эта россыпь драгоценных камней покажется не ярче звезды на небе».
Сам Кришна утверждает в «Бхагавад-гите»:
«Я основа безличного Брахмана, бессмертного, неуничтожимого и вечного, который есть средоточие высшего, изначального блаженства».
Брахмаджьоти, или безличный Брахман, пронизывает не только материальный мир, но и пребывает в мире духовном, где благодаря этому сиянию нет необходимости в свете солнца и луны. Свет материального мира не более чем отражение духовного сияния.
Более подробно это описано в «Мундака-упанишад» (2.2.10-12):
«В духовном царстве, лежащем за пределами оболочек материального мира, разлито безграничное сияние Брахмана, не затронутое материальной скверной. Трансценденталисты считают этот ослепительный белый свет источником всякого света. В том царстве нет нужды в солнечном и лунном свете, огне или электричестве. Воистину, всякий свет, воспринимаемый в материальном мире, представляет собой всего лишь отблеск этого высшего света. Этот Брахман находится спереди и сзади, на севере, на юге, на востоке и на западе, а также сверху и снизу. Иначе говоря, высшее сияние Брахмана заливает и материальное, и духовное небо».
Итак, сияние Кришны – это и есть безличный Брахман, или брахмаджьоти. Некоторые искатели истины стремятся попасть в этот свет и раствориться в нем, ибо там нет беспокойств и страданий. Они ошибочно считают, что слиться с безличным Брахманом – конечная цель жизни. Однако они заблуждаются. Нужно продолжать поиски Абсолютной Истины и постараться понять духовную науку еще глубже.
В одном из своих комментариев Шрила Прабхупада пишет, что, погрузившись в Брахман, душа испытывает блаженство, потому что посредством брахмаджьоти она в какой-то мере соприкасается с тем, от кого этот свет исходит, – с Верховным Господом. Представляете, насколько прекраснее соприкосновение с Самим Кришной, Верховной Личностью Бога? Соприкосновение с Кришной и есть высочайшее счастье.
В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.38) Шрила Рупа Госвами говорит:
«Если блаженство, которое испытывает душа, погрузившаяся в брахмаджьоти, умножить в сто триллионов раз, то даже тогда оно не сравнится с мельчайшей каплей из океана духовного блаженства, которое испытывает преданный».
Когда по случаю солнечного затмения на Курукшетре появились восседавшие на колеснице Господь Кришна, Его старший брат Баларама и сестра Субхадра, туда же прибыли и многие йоги-мистики, почитатели безличного Брахмана. Увидев Господа Кришну и Балараму, они поразились изумительному сиянию, исходящему от тела Господа. Это сияние было подобно океану по сравнению с маленьким ручейком, брахмаджьоти. Йоги-мистики почувствовали, что нашли нечто, превосходящее их понимание Абсолютной Истины, и захотели предаться Личности Бога. Они забыли о наслаждении, которое черпали в осознании безличного Брахмана. Один из этих мистиков, приблизившись к Кришне, сказал: «О Господь, Ты всегда исполнен трансцендентного блаженства, недоступного на иных уровнях духовного осознания, поэтому мне было достаточно издали увидеть Тебя, чтобы понять всю бессмысленность пребывания в трансцендентном блаженстве безличного Брахмана».
Брахман – это всего лишь частичное проявление Верховного Господа, не имеющее личностного аспекта. Следовательно, он уступает Шри Кришне в полноте.
В Брахмане пребывают те, кто постиг такое качество души, как вечность, и захотел избавиться от всех страданий и тревог. Такие души растворяются в сиянии Господа и долгое время наслаждаются спокойствием и безмятежностью. Но, к сожалению, им придется снова упасть в этот материальный мир, полный страданий и проблем, так как душа по своей природе деятельна и не может долго пребывать в состоянии инертности.
Поэтому, несмотря на то, что сияние Брахмана духовно, все же в «Шри Ишопанишад» (текст 15) вайшнав молит:
«О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному».
Не имея возможности увидеть какой-то предмет, вы можете только строить о нем догадки или слушать рассказы тех, кто имеет представление об этом предмете, видел его, соприкасался с ним. Так и о Господе мы можем узнать только от чистых преданных, осознавших себя душ, мудрецов и из священных писаний. Выполняя наставления гуру и садху, если они не противоречат указаниям шастр, мы можем приблизиться к Верховному Господу.
Однако, не обладая чистой преданностью, невозможно увидеть Верховного Господа, а без Его милости невозможно достичь чистой преданности к Нему. Поэтому наша задача – привести свой ум в смиренное состояние и беспрестанно молить Господа о милости. Что бы ни случилось, мы не должны сходить с духовного пути. Те, кто не останавливаются на постижении Брахмана и Параматмы, получают возможность узнать нечто более сокровенное.
Во многих священных писаниях говорится, что Брахман бессмертен, неуничтожим, вечен и исполнен блаженства. Осознание Брахмана является первой ступенью духовного самопознания. Вторая, промежуточная ступень – осознание Параматмы, Сверхдуши. Но высшей ступенью в осознании Абсолютной Истины является постижение Верховной Личности Бога. Таким образом, Параматма и безличный Брахман пребывают в Верховной Личности Бога.
То же самое говорит Кришна в «Бхагавад-гите»:
«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховного Брахмана и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне».
Если, достигнув уровня счастья в Брахмане, продолжать процесс постижения Абсолютной Истины, постоянно совершенствуясь, можно подняться до уровня преданного служения.
Кришна убирает ослепительное сияние, скрывающее Его форму, подобную нектару, и дарует Своему преданному возможность увидеть Себя, когда убеждается, что тот действительно любит Его. А любовь приходит в процессе преданного служения. Нет другого способа пробудить в себе эту любовь, спящую в каждом из нас.
Посредством преданного служения Верховной Личности Бога и Его чистым преданным можно обрести непрерывно растущую любовь к Нему. Таков путь постижения Бога.
Чем сильнее вы стремитесь служить Богу, тем сильнее становится дремлющая в вашем сердце любовь к Нему. И когда вы действительно достигнете совершенства этой любви, Господь милостиво уберет ослепительное сияние, скрывающее Его нектарный облик от непреданных. Вы сможете видеть Его всегда, каждое мгновение. Это и есть высшее совершенство жизни.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта