В ведических писаниях говорится, что высшее понимание Абсолютной Истины – это признание Верховной Личности Бога. Но кто Он, Верховный Господь, каково Его имя и качества? В Ведах упоминаются разные имена: Вишну, Кришна, Нараяна. Как понять, кто из них главный, первоначальный, от которого произошли все остальные?
Веды утверждают, что Верховный Господь один, и имя Его – Кришна:
«Все воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна – изначальная Личность Бога».
В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет: «Господь Кришна – источник всех остальных воплощений. Сам же Он не имеет источника».
В разные эпохи, имея определенную миссию, Верховный Господь нисходит в материальный мир в различных воплощениях, таких как Матсья, Рама, Нрисимха и другие. Изначально Господь является средоточием шести качеств: богатства, могущества, славы, красоты, знания и отречения. Каждая аватара (воплощение) Господа проявляет эти качества в той мере, в какой необходимо для выполнения миссии. Например, Господь Рама проявил качество славы, Баларама – красоты, Матсья - духовного знания.
С воплощениями Господа понятно. Но кто тогда Вишну? Очень часто между Вишну и Кришной ставят знак равенства. Кажется, это один и тот же Бог, только у одного две руки, а у другого четыре. Почему именно Кришну называют изначальным Верховным Господом? Ведь Господь Вишну (Нараяна) также обладает шестью достояниями (красота, сила, слава и так далее).
Вишну означает «всеохватный», это проявление Господа в материальном мире. Будучи правящим божеством гуны благости, он поддерживает все мироздание. Нараяна – правящее божество Вайкунтх, духовных планет. Нараяна – это тот, у кого принимают прибежище.
В «Брахма-самхите» (5.1) Брахма, творец вселенной, говорит:
«Качествами Бхагавана обладают многие, но Кришна – величайший из всех, ибо никто не может соперничать с Ним. Он – Верховная Личность. Его тело вечно и исполнено знания и блаженства. Он – изначальный Господь Говинда, причина всех причин».
Творение Господа непостижимо. Мы, являясь Его крохотными частичками, можем надеяться только на шастры (священные писания) и милость духовного учителя, которые укажут нам путь постижения Бога.
В шастрах говорится, что из Кришны, изначального Господа, исходят четыре экспансии: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха. А из них, в свою очередь, исходят следующие экспансии, среди которых Вишну и Нараяна. Разница между ними в том, что у них в руках в разном порядке расположены атрибуты (чакра, лотос, булава, раковина).
Вишну и Кришна выглядят по-разному. У Кришны две руки, в которых Он держит флейту, а у Вишну (Нараяны) – четыре, и в них Он держит раковину, диск, булаву и лотос. Вишну не отличен от Шри Кришны. По сути это одна и та же личность, только в разных аспектах: Вишну – воин, а Кришна – пастушок, наслаждающийся общением с теми, кто бесконечно предан Ему. Часто говорят, что Вишну – это Кришна, но Кришна не Вишну. Здесь возможно сравнение с президентом страны. На работе он президент, такой важный, в дорогом костюме. А дома снимает костюм, надевает удобную одежду и общается со своими близкими уже не как президент, а как муж, отец или сын. Можно предположить, что если мы являемся близким человеком президенту, то можем попасть к нему, когда он занят рабочими делами. А если мы связаны с ним только по работе, то вряд ли попадем к нему домой попить чай.
Каждое живое существо в духовном мире связано с Господом неповторимыми отношениями, которые называются раса. Находясь в материальном мире, под влиянием иллюзорной энергии мы забыли о Кришне и своих отношениях с Ним. Пока мы не можем их себе даже представить. Необходимо очистить свое сознание, занимаясь преданным служением, и тогда эти отношения проявятся сами собой.
Разница между Вишну (Нараяной) и Кришной заключается в том, что с Господом Нараяной и другими аватарами Господа (Рамой, Нрисимхой и так далее) можно иметь лишь нейтральные отношения и отношения слуги-господина. Нейтральные отношения (шанта-раса) – это пассивная любовь, когда вы ко всем относитесь доброжелательно, но активности не проявляете, однако готовы быть в полном распоряжении в случае необходимости. Отношения слуги-господина (дасья-раса) – это активная любовь, когда хочется служить объекту любви: вы не ждете, когда вас попросят что-то сделать, а первым проявляете инициативу.
Голока Вриндавана, где обитает Кришна, находится выше уровня духовных планет Вайкунтх. На ней доступны еще три вида отношений:
Дружеские отношения (сакхья-раса), подразумевающие равенство, взаимное служение друг другу. Например, мальчики-пастушки играют и забавляются с Кришной, но в то же время они всегда готовы пожертвовать собой ради Его интересов.
Родительская любовь (ватсалья-раса), проявляющая полный спектр любви и заботы к Господу как к сыну. Родителями Кришны во Вриндаване были Яшода и Нанда Махарадж.
Супружеская любовь (мадхурья-раса) – самый высший уровень взаимоотношений с Господом. Он включает в себя все предыдущие типы отношений. В материальном мире мы можем видеть некое подобие: идеальная жена заботится о своем муже, как мать, она же близкий друг ему, слуга, и всегда доброжелательна к нему. А муж дает жене полное покровительство и заботу, как отец, выслушивает, как друг, и желает только блага.
Несмотря на то что Кришна является изначальной Личностью Бога, преданные Господа во Вриндаване видят Его просто как мальчика-пастушка. Его слуги, друзья, родители и возлюбленные движимы спонтанной, беспримесной любовью. Поэтому, в отличие от других мест духовного мира, во Вриндаване проявляются особые сокровенные отношения, в которых живое существо находится в равных отношениях с Кришной или даже занимает более высокое или покровительственное положение, связывая Господа узами своей безграничной любви. Поэтому Вриндаван – самая сокровенная обитель Господа. Здесь Господь не устанавливает законы и не вершит суд, а просто наслаждается любовью Своих преданных.
Мы можем подумать, что описанные виды отношений проявлены и в материальном мире: к прохожему я отношусь нейтрально, начальнику служу, родителей уважаю, также у меня есть друзья и любимый муж/жена. Однако наши отношения осквернены представлением о жизни «я есть тело», поэтому лишены чистоты и бескорыстия. И хотя внешне духовные отношения напоминают отношения живых существ в материальном мире, они имеют иную природу. Понять их может только человек, наделенный истинной верой, которая обретается в общении с чистыми преданными Кришны.
Нам может показаться странным: Бог – это мальчик-пастушок, играющий на флейте? Да какой же это Бог! Однажды у Господа Брахмы закрались сомнения насчет Кришны: «Кришна – простой пастушок. Он ест остатки пищи враджаваси и даже пьет молоко прямо из вымени коровы. Он бегает, играет и борется со Своими друзьями. Должно быть, Он простой деревенский мальчик». Брахма, творец вселенной, решил проверить Кришну, действительно Он Бог или нет.
Сразив демона Агхасуру, Кришна со Своими друзьями-пастушками сел завтракать. В это время телята забрели далеко в лес, и Кришна, оставив друзей, отправился их искать. Господь Брахма, желая проверить могущество Кришны, забрал всех телят и пастушков и спрятал их в укромном месте. Не найдя ни телят, ни мальчиков, Кришна понял, что это проделка Брахмы. И тогда, чтобы доставить удовольствие Господу Брахме, а также Своим друзьям и их матерям, Кришна, Верховная Личность Бога, причина всех причин, принял облик точно таких же телят и пастушков. По прошествии года Брахма вернулся и с удивлением обнаружил Кришну с Его друзьями, телятами и коровами. Тогда по воле Кришны эти телята и пастушки приняли четырехрукий облик Нараяны. Осознав могущество Кришны, творец вселенной был изумлен Его играми. Получив милость Господа Кришны и избавившись от иллюзии, Брахма стал возносить молитвы, прославляющие Верховную Личность Бога.
Господь Кришна является изначальным источником всех экспансий и обладает большим количеством трансцендентных качеств, нежели Вишну (Нараяна).
Изучив различные писания, Шрила Рупа Госвами в «Нектаре преданности» дает перечень трансцендентных качеств Господа. Всего их шестьдесят четыре, среди них: прекрасная внешность, благоприятные знаки на теле, вечная юность, сияние, красноречие, образованность, щедрость, отвага, сострадание и так далее. Верховная Личность Бога обладает всеми трансцендентными качествами в их полноте. Как неотъемлемые Его частицы индивидуальные живые существа в некоторой степени могут проявлять пятьдесят качеств, однако полностью эти качества присутствуют только у Верховной Личности Бога. Господь Кришна обладает еще пятью качествами, которые иногда частично присущи таким личностям, как Господь Брахма или Господь Шива: Он неизменен, всеведущ, вечно обновляется, сат-чит-ананда (вечен, исполнен знания и блаженства); обладает всеми мистическими совершенствами.
Кроме того, у Кришны есть еще пять качеств, проявленных в теле Нараяны: Он обладает непостижимыми энергиями; бесчисленные вселенные исходят из Его тела; Он является изначальным источником всех воплощений; убивая Своих врагов, Он дает им освобождение; Он привлекает к Себе освобожденные души. Все эти трансцендентные качества чудесным образом проявляются в личности Господа Кришны.
Помимо названных шестидесяти трансцендентных качеств, Господу Кришне присущи еще четыре, которых нет даже у Его экспансий Нараяны, не говоря уже о полубогах и живых существах:
Кришна думал:
«Вся вселенная проникнута сознанием Моего величия, но любовь, ослабленная благоговейным трепетом передо Мной, не приносит Мне удовлетворения. Взяв с Собой этих чистых преданных, Я низойду в материальный мир и явлю удивительные игры, неведомые на Вайкунтхе. Весь мир узнает о них, и даже Меня они приведут в изумление. Под влиянием йогамайи гопи увидят во Мне своего возлюбленного. Ни Я, ни гопи не заметим этого, ибо наши умы будут пленены красотой и достоинствами друг друга».
Преданным Шри Кришны во Вриндаване присуще одно особое качество - они живут только ради счастья Кришны. Они не испытывают по отношению к Нему чувств благоговения и почтения, как на планетах Вайкунтхи, и не стремятся к материальному вознаграждению или безличному освобождению. Их насыщенная према (высшая степень любви) делает Кришну обязанным им, и потому Он являет им самые сокровенные и сладостные игры. Поэтому говорится, что Кришна никогда не покидает Вриндаван.
«Мать иногда связывает Меня как своего сына. Она кормит Меня и оберегает, словно беззащитного ребенка. Друзья Мои в порыве чистых дружеских чувств взбираются Мне на плечи с возгласом: "Кем Ты Себя возомнил? Мы на равных!". Когда Моя возлюбленная бросает Мне сердитые упреки, ее слова отвлекают Мой ум от благоговейных звуков ведических гимнов».
Когда Кришна начинает играть на флейте, твердые и неподвижные существа, такие как камни, плавятся и становятся текучими, а движущиеся существа – неподвижными. Телята, заслышав флейту, перестают сосать у матерей молоко и замирают, целиком поглощенные прекрасным звуком флейты. Птицы садятся на ветки деревьев, закрывают глаза и медитируют, подобно погруженным в транс мудрецам. Олени, зачарованные мелодичным звуком флейты, стараются подойти к Кришне как можно ближе.
Хотя сладость флейты Кришны влечет к себе всех обитателей Враджа, больше всего ее мелодии захватывают гопи. Эти девушки-пастушки восхищаются добродетелями флейты и завидуют ей, ибо нектар губ Кришны принадлежит лишь им одним, но флейта смело пьет его прямо в их присутствии. Когда Кришна играет на флейте, враджаваси (жители Вриндавана) испытывают ни с чем не сравнимое блаженство.
Когда Кришна проявляет Себя во всей полноте, великие ведические ученые считают Его самым совершенным. Из всех преданных в наибольшей степени оценить красоту Кришны способны только гопи. Они так сильно любят Кришну, что могут день и ночь созерцать в уме Его образ. Думая о Нем, они размышляют, насколько прекрасны Его черты.
Невозможно познать Кришну во всей полноте, и это подтверждает в своих молитвах Господь Брахма. Он говорит, что кто полагает, что знает о Кришне все, весьма неразумен. Только обладающий знанием понимает, что невозможно измерить могущество, величие и сладость Кришны, Верховной Личности Бога.
Источники:
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта