Обитель красоты, дыханье расы, Родник блаженства, кладезь состраданья, Очарованья россыпь, слов игривых блеск, Наук царица и любви богиня — О Радха, пусть наш ум к Тебе одной стремится! О совершенство вечных совершенств!
Прабодхананда Сарасвати
Все наши желания, страсти, наслаждения и страхи имеют одно происхождение. Их источник — забвение любви, дремлющей в наших сердцах. Найти эту любовь — вот в чем нуждается каждое живое существо, потому что только она наполняет жизнь по-настоящему. Любя Господа и поставив Его в центр своего бытия, можно полюбить безусловной любовью весь живой мир.
Величайшая проблема мира – голод. Но не голод живота, а голод сердца. Люди духовно одиноки, они эмоционально голодают и безуспешно пытаются утолить этот голод множеством ненужных вещей. А между тем единственное, что может унять этот голод, – любовь к Богу.
Господь Шри Кришна совершенен. Он в полной мере обладает всеми богатствами, силой, красотой и знанием. Ничто не принуждает его к действию, и у него нет материальных чувств. Ему нет равных, ибо Он — величайший из всех. И тем не менее есть души, которые испытывают несравнимо большее блаженство, чем Он Сам. Как же такое может быть? Кто эти самые удачливые из всех живых существ и как им удалось достичь этого?
«Блаженство, которое испытывают гопи (девочки-пастушки), в десять миллионов раз сильнее того блаженства, что испытывает Сам Господь Кришна, когда глядит на них», утверждает «Чайтанья-чаритамрита» (Ади-лила, 4.187). Гопи знают все желания Кришны и знают, как доставить Ему радость своим совершенным, полным любви служением. Они искусно служат своему возлюбленному, желая, чтобы Он всегда был доволен. Никто другой по-настоящему не знает о величии Шри Кришны, о Его настроении и о том, как почитать Его.
Всех жителей духовного мира объединяет то, что они осознали себя частичками Бога и Его слугами. Гопи — это самые лучшие слуги, потому что они могут пожертвовать всем ради Кришны. Но пока нам не нужно подражать пастушкам Вриндавана. Мы можем начать очищать свое сердце от эгоизма и зависти, слушать о тех, кто посвятил свою жизнь Всевышнему, и заботиться о тех, кто рядом.
Шримати Радхарани — самая возвышенная и красивая из всех гопи. Она обладает неисчислимыми достоинствами и, что самое важное, превосходит всех в Своей любви к Кришне. Тело Шримати Радхарани сияет как расплавленное золото, а Ее сладостная красота постоянно усиливается, и каждый день Шри Радха становится еще красивее. Она — возлюбленная Кришны, богатство Его жизни. Господь очаровывает весь мир, но Шримати Радхарани пленяет даже Его.
Она исполняет все желания своего возлюбленного и превосходит всех в поклонении Ему, но кто может понять Ее любовь? Сам Кришна в недоумении: «Всем сердцем Я стремлюсь познать блаженство, доступное любящему, и не могу, несмотря на все усилия. Как же Мне быть?» Даже для Всевышнего Господа Ее чувства остаются загадкой! «Поистине, нет ничего более возвышенного, чем Ее любовь. Но в любви этой нет и тени гордыни — вот признак ее величия» (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.129, 134). «Пусть горе придет ко мне, лишь бы Кришна был счастлив, и если Он чувствует счастье, причиняя мне боль, то эта боль — самое большое счастье для меня» — вот Ее философия, суть всех Ее желаний.
Шри Кришна сам говорит: «Сколько бы Я ни наслаждался Своей любовью к Радхарани, Она в Своей любви ко Мне испытывает наслаждение в десять миллионов раз большее». Почему так происходит? Кришна объясняет: «Я наслаждаюсь блаженством, которое доступно любимому. Но Радха, любящая, испытывает наслаждение в десять миллионов раз большее» (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.126, 133). Мудрецы, глубоко изучившие отношения мужчины и женщины, утверждают, что влюбленные, общаясь друг с другом, получают одинаковое удовольствие. Но в духовном мире эти отношения имеют совсем иную природу, и специалисты в мирских вопросах ничего не знают о таких отношениях. Оказывается, когда мы отдаем, мы получаем больше наслаждения, чем тот, кому отдаем.
Шримати Радхарани так же полностью духовна, как и Кришна. Шри Кришна не может наслаждаться тем, что по своей внутренней природе отлично от Него. Поэтому Радха и Кришна едины. Она не принадлежит к числу обусловленных душ, которые имеют грубые и тонкие материальные тела. Радхарани не величайшая преданная. Она — сам Кришна:
Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. <…> Шри Кришна — источник энергии, а Шримати Радхарани — Сама энергия, внутренняя энергия Кришны. Согласно философии веданты, между энергией и ее источником нет разницы, они едины. Их невозможно разделить, как невозможно отделить тепло от огня.
Они являются одной душой, тем не менее с незапамятных времен Они разделились на две различные формы, чтобы наслаждаться своими играми. Ту же истину провозглашает и «Брихад-гаутамия-тантра»: «Трансцендентная богиня Шримати Радхарани — вечная спутница Господа Шри Кришны, неотличная от Него Самого. Она главная среди богинь процветания. Все в Ней привлекает всепривлекающего Господа, Личность Бога. Она — предвечная внутренняя энергия Господа».
Все, что происходит с Кришной и его спутниками, хотя и напоминает нашу жизнь, все же в корне отличается от нее, потому что имеет духовную природу. Чистые души, которые всегда сопровождают Кришну, достойны такого же поклонения, как и Он, поэтому нельзя приравнивать их божественные деяния к привычным мирским удовольствиям.
В Своей духовной обители Они всегда вместе, и когда Кришна рассказал Шримати Радхарани, что собирается явить Свои игры на Земле, Она согласилась прийти вместе с ним, при условии, что первым, кого Она увидит, будет Ее возлюбленный. Поэтому, воплотившись на этой планете, до определенного времени Шри Радха не хотела открывать глаза, притворяясь слепой, пока к Ней не подошел маленький Кришна и Она не вдохнула Его необыкновенно родной аромат, который снова и снова ощущала при встречах с Ним в течение вечности.
Брахма 60 000 лет совершал аскезу в Пушкаре, и когда Кришна появился перед ним, он попросил благословения увидеть лотосные стопы Радхи: «О, если бы я мог родиться во Врадже! Я согласен появиться на свет в любом теле, лишь бы на голову мою опускалась пыль с лотосных стоп обитателей Гокулы. Кришна удовлетворил его просьбу и позволил ему родиться во Врадже холмом: «О Брахма, отправляйся во Врадж и стань холмом в городе Махариши Вришабхану» (Падма-пурана).
Каждый лист во Вриндаване поет славу Шримати Радхарани и Ее любви к Кришне:
О дочь Махараджи Вришабхану, Ты океан расы. Верховный Господь, источник всех воплощений, чья корона украшена павлиньим пером, припадает к стопам Твоих служанок, пытаясь умилостивить их Своими смиренными, отчаянными мольбами, чтобы они пустили Его в Твою кунжду, где Ты обычно предаешься с Ним любовным развлечениям. Если бы я смог стать одним из прутиков в метле, которой Твои сакхи подметают Твою восхитительную кунджу, моя жизнь увенчалась бы успехом.
Иногда Шри Кришну обвиняют в легкомыслии, говоря, что Он одновременно проводил время с разными женами, но «как все воплощения исходят из Господа Кришны — источника всего сущего, так и все возлюбленные Господа исходят из Радхарани. Богини процветания — это частичные проявления Шримати Радхики, а царицы Двараки — отражения Ее образа» (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.76−77). В их наслаждениях нет ничего материального, поскольку Радхарани думает лишь о том, как удовлетворить Кришну.
Нет похоти в душе, познавшей Бога.
Есть только изначальная любовь,
Но те, в ком понимания немного, все это истолковывают вновь
По-своему, в угоду вожделенью,
Пытаясь танцу Кришны подражать
В телах, подвластных тлену, разрушенью.
Увы, им танец Кришны не понять...
«Только если Я Сам когда-нибудь стану вместилищем Ее любви, Мне удастся познать радость, которую дарует эта любовь», — думал Шри Кришна (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.135), и, чтобы Самому испытать чувство неизменно возрастающей любви Шримати Радхарани, Господь Кришна явился в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, но это уже совсем другая история.
Источники:
Брихад-гаутамия-тантра
Бхакти Пурушоттама Свами, «Слава и игры Шримати Радхарани»
Варшана дас, «Варшана. Обитель Шримати Радхарани»
Вишну-пурана (6.5.47)
Падма-пурана
Радха-раса-судха-нидхи (8)
Чайтанья-чаритамрита (Ади-лила, глава 4, тексты 55−56,71,76,77,89,95,126,129,133−135,187,189, 212−214, 218, 257)
Шветашватара — упанишад (6,8)
Шрила Радханатха Свами, «Возрождение любви»
Шримад-Бхагаватам (10,14,34)
Ярослав Климанов, «Сказание о Кришне. Вриндаван и Матхура»
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта