Джаганнатха дас Бабаджи родился в 1750 году и прожил около 147 лет. Семья его родителей принадлежала к родовой знати, однако сам Джаганнатха дас Бабаджи был известен своей преданностью Господу и естественным отречением от материальной жизни.
Долгие годы он жил во Враджа-Мандале (священные места недалеко от Матхуры) и Навадвипе (город в восточной Индии), все свое время посвящая преданному служению Господу Кришне.
В «Бхагавад-гите» (4.9; 4.34) Шри Кришна говорит, что те, кто познал природу Его явления и деяний, больше никогда не родятся в материальном мире. А познать эту науку можно лишь смиренно обратившись, вопрошая и служа истинному духовному учителю. Одним из таких гуру был Джаганнатха дас Бабаджи.
В те времена духовно развитые люди в основном вели отреченный уклад жизни: жили очень просто, полностью сосредоточившись на духовной практике, сведя к минимуму потребности тела и получая огромное счастье от осознания своей духовной природы и своих отношений с Господом. Эта наука дошла и до нас, давая возможность заниматься духовной практикой в тех порой непростых обстоятельствах, в которых мы с вами оказываемся.
Личным слугой и учеником Джаганнатха даса Бабаджи был Бихари дас, крепкого сложения парень, который помогал Бабаджи Махараджу исполнять Его служение Господу на добровольной основе, желая обрести милость и благословения великой души. Как правило, полгода они вместе путешествовали по Враджа-Мандале, а затем еще полгода жили Навадвипе.
Джаганнатха дас Бабаджи был известен как душа, полностью осознавшая свою духовную природу. Как же это проявлялось в его жизни? Известно, что порой он непрерывно повторял святые имена Господа три дня и три ночи подряд, без перерывов на сон и принятие пищи.
После исполнения своего обета он ел плоский рис с йогуртом. Обет — это хороший способ духовного развития, когда мы самостоятельно налагаем на себя некоторые ограничения и сосредотачиваемся на практике, в результате которой хотим достичь конкретной цели.
Человек, который хочет изучить иностранный язык, может взять на себя обет каждый день посвящать изучению этого языка по 30 минут. Когда потребуется более глубокое и интенсивное изучение, можно взять обет на изучение языка в течение двух часов ежедневно. Полностью овладев языком, можно свободно в течение всего дня разговаривать и даже думать на этом языке.
Так и Джаганнатха дас Бабаджи, полностью постигнув духовную науку об отношениях с Господом, мог полностью сосредоточиться на этом в течение долгого времени.
Он обладал глубочайшей верой в святое имя Господа и даже в трудной ситуации продолжал верить, что как человек предается Господу, так тот ему и отвечает (Бхагавад-гита, 4.11). Когда было трудно найти зерно и молоко для пропитания, он просил Бихари просто громко петь киртан (так называют громкое воспевание святых имен) и играть на караталах (музыкальный инструмент, который часто используется в Индии).
Однажды они оказались в подобной ситуации в сезон дождей (в Индии он продолжается 3−4 месяца). Все вокруг было затоплено, но вдруг напротив дома Бабаджи Махараджа остановилась лодка, и люди, находящиеся в ней, пожертвовали святому 20 килограммов плоского риса, йогурт и фрукты.
Согласно вайшнавской традиции, Божества (фигурки, установленные на алтаре) неотличимы от Самого Господа. Это проявление Его милости для людей, которые не обладают духовным видением и не способны увидеть трансцендентного Господа.
Но это не говорит о том, что те, кто обладает духовным видением, не занимаются служением Господу в форме Божества. Такие люди на практике познали то, что Божество неотличимо от Самого Господа, поэтому они с еще большим энтузиазмом поклоняются Ему. Джаганнатха дас Бабаджи ежедневно приносил Божествам по 1 000 поклонов.
Духовно развитая личность отличается не способностью творить чудеса, а своими качествами, и в «Бхагавад-гите» (13.8−12) они подробно описаны. Первое и очень важное из них — смирение. В то же самое время, когда у человека появляется смирение, он способен творить самые удивительные чудеса.
Как-то раз известный землевладелец Шринатх Рай и несколько членов его семьи пришли к Джаганнатха дасу Бабаджи. Не узнав его, они спросили, не знает ли он, где живет знаменитый сиддха-баба (осознавшая себя душа). Тогда Бабаджи ответил: «Не знаю. Я живу здесь, но я обычное живое существо, такое же, как вы все».
Тогда Раи понял, что говорит с самим Джаганнатха дасом Бабаджи, который совершенно не стремится ни к славе, ни к признанию. Гости смиренно попросили святого показать им какое-нибудь чудо. Бабаджи Махарадж недовольно ответил: «Я не знаю, как совершать чудеса».
После этих слов он взял палку и в раздражении, как всем показалось, начал бить ею по земле. Землевладелец, испугавшись, что он оскорбил Бабаджи Махараджа, попросил его не сердиться на них за неуместную просьбу, на что тот ответил: «Я не сержусь на вас, я просто прогоняю козу, которая ест листья Туласи (священное дерево), растущей около дома Шрилы Локанатха Госвами во Вриндаване (далеко от того места, где они находились)».
Рай очень удивился, услышав это, и, чтобы проверить достоверность его слов, тут же послал во Вриндаван телеграмму. На следующий день пришел ответ, что коза действительно забралась во двор дома Шрилы Локанатха Госвами и съела Туласи.
Духовно развитая личность во всех видит частицы энергии Господа, будь то человек из высшего или низшего сословия, корова, слон или собака.
Как-то Бабаджи жил на берегу Ганги в палатке-времянке из холста. Рядом с ним жила собака с пятью щенками. Каждый раз, когда Бабаджи Махарадж принимал прасад (освященную пищу), собаки приходили и слизывали еду с его тарелки. Когда же Бихари поймал одну из них, чтобы оттащить, Бабаджи сказал ему: «Бихари, если ты хочешь оттащить этих собак, то можешь забрать и мою тарелку. Я не буду сегодня есть».
«Но Гуру Махарадж, эти собаки грязные», — возразил Бихари дас. «Эти собаки — жители святой дхамы [обители Верховного Господа на Земле]. Ты не имеешь права их оскорблять», — ответил Бабажи Маахарадж
В старости Бабаджи Махарадж практически ослеп. Многие люди приходили его навестить и приносили пожертвования для служения Шри Кришне. Бихари дас хранил их в своей сумке. Однажды Бабаджи Махарадж спросил: «Бихари! Сколько у меня рупий?»
Ученик отложил несколько рупий, чтобы позже потратить их на Бабаджи Махараджа, а остальные положил ему в руку. Но тот, несмотря на очень плохое зрение, определил, что сумма неполная. «Бихари, — сказал он, — зачем ты отложил двенадцать рупий? Дай мне все рупии!» Улыбаясь проницательности своего гуру, Бихари отдал оставшиеся монеты, и тогда Бабаджи Махарадж велел купить на все 200 рупий, довольно большую по тем временам сумму, расагул (известная сладость в Индии) и накормить всех коров в Навадвипа-дхаме.
Джаганнатха дас Бабаджи был абсолютно не привязан к деньгам. Когда он состарился, Бихари дас носил своего учителя в корзине, на голове, поскольку тот был очень слаб и не мог ходить самостоятельно. Однажды, когда Бабаджи Махарадж путешествовал таким образом, один богатый человек дал ему одну рупию, и тот отдал ее Бихари на хранение. Но после того как они прошли несколько километров, Бабаджи Махарадж велел слуге нести его обратно к жертвователю и вернул рупию, сказав: «Я знаю, что у тебя много денег. Я не смог нести даже такую тяжесть, как одна рупия, как же ты несешь такое бремя?»
Следует сказать, что не только Бихари заботился о своем учителе, но и тот заботился о своем ученике.
Однажды Бихари серьезно заболел. У него был сильный жар, он бредил и постоянно терял сознание. Доктор, которого вызвали из Калькутты, заявил, что болезнь зашла слишком далеко и на излечение нет надежды. Он сказал, что Бихари умрет к утру. Тогда Джаганнатха дас Бабаджи сел около своего любимого слуги, положил в рот Бихари освященный лист Туласи и начал повторять маха-мантру (святые имена Господа). Через полчаса Бихари был совершенно здоров. Он встал с постели и отправился на кухню, чтобы приготовить прасад, поскольку знал, что Бабаджи Махарадж, который постился все дни его болезни, будет есть только то, что приготовлено им.
Интересной была встреча Бабаджи Махараджа со Шри Бхагаван дасом. Джаганнатха дас Бабаджи буквально выпрыгнул из своей корзинки, подбежал к нему с криком «Дорогой мой друг!», и они заключили друг друга в объятия. Прошел час, затем другой. С десяти утра до одиннадцати вечера они держали друг друга в объятиях, впав в духовный транс, самадхи.
В конце концов слуга Шри Бхагаван даса стал просить Бихариджи как-нибудь вывести гуру из транса, и тот стал громко повторять маха-мантру и массировать стопы Джаганнатха даса Бабаджи. Очнувшись, Бабаджи Махарадж спросил: «В чем дело?» — «Бабаджи, ночь уже, одиннадцать часов». Бабаджи огляделся вокруг: «О, еще только вечер, ничего. Где прасад? Принесите мне прасада».
Согласно «Бхагавад-гите» (4.2), передача духовного знания происходит по цепи ученической преемственности. Одним из самых близких учеников Джаганнатха даса Бабаджи был Бхактивинода Тхакур — в 1880 году он приезжал во Враджа-Мандалу, чтобы поклониться святому, и получил много ценных наставлений.
Бабаджи Махарадж был очень обрадован его страстным желанием проповедовать величие святого имени. Позже Шрила Бхактивинода Тхакур основал прапанна-ашрам (монастырь) в деревне Амаладжорха округа Бурдван, где Джаганнатха дас Бабаджи 11 дней и ночей без перерыва воспевал святое имя.
Известны и другие примеры преданного служения учеников своему гуру. Так, в Навадвипе, несмотря, а предложения Бихари даса остановиться в храме, Бабаджи Махарадж решительно заявил, что они будут жить под деревом. Так и поступили. Какое-то время спустя один из преданных купил землю под этим деревом и подарил ее Джаганнатха дасу Бабаджи. Через год Бхактивинода Тхакур построил на ней две небольшие хижины, и постепенно, благодаря вайшнавам, на этой земле появились забор, колодец и еще несколько строений. Бабаджи Махарадж жил там около 32 лет.
Только следуя наставлениям священных писаний, можно обрести милость великой личности:
Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.
Оказываясь в Калькутте, Бабаджи Махарадж останавливался только у Бхактивиноды Тхакура, несмотря на то, что многие преданные стремились служить ему и приглашали к себе.
В старости Бабаджи Махарадж был очень сильно сгорблен, практически согнут вдвое, но каждый раз, услышав звук святого имени, он вскидывал руки и начинал петь киртан.
В 1888 году Бхактивинода Тхакур нашел место явления Господа Чайтаньи, учению которого следовали Джаганнатха дас Бабаджи и его последователи. Бабаджи Махардж удивительным образом подтвердил подлинность находки: когда Бихари дас нес его на голове в плетеной корзине, он вдруг выпрыгнул и начал танцевать на этом месте с вознесенными руками. В то время ему было 145 лет.
Как-то раз Бабаджи Махарадж спросил у Бихари: «Ты так хорошо мне служил, чего же ты хочешь? Может, богатства или мистические силы?» На что Бихари сказал: «Какие богатства, Бабаджи Махарадж, ты же живешь в отречении. Мне не нужны ни богатства, ни мистические силы, я просто хочу оставаться твоим слугой». На что Бабаджи Махарадж ответил: «Святое имя Господа может дать любые богатства и совершенства, но ты выбрал нищего старика». Он был доволен бескорыстием, с которым Бихари служил ему.
Впоследствии он дал своему ученику посвящение в отреченный уклад жизни и, несомненно, забрал его с собой обратно, домой, к Богу.
Шрила Бхактивинода Тхакур называл Джаганнатха даса Бабаджи генералиссимусом среди вайшнавов. Бабаджи Махарадж был очень возвышенной душой и помогал многим продвинуться на духовном пути. Сохранилось не так много информации об этой великой душе, большинство удивительных событий остались не запечатленными. Но у нас с вами есть одна необычайная возможность: говоря и слушая о святом, а также молясь ему, мы можем обрести милость, которая способна полностью изменить нашу жизнь.
Обычно люди говорят и думают о героях современности, далеких от понимания смысла жизни, и тратят свое время на Земле, гоняясь за мимолетным счастьем. Но если вы попытаетесь больше думать о Джаганнатха дасе Бабаджи или других святых, говорить о них, вы обретете радость, умиротворение в сердце и, что еще важнее, более возвышенный, духовный вкус к жизни.
Всю силу своих аскез и наставлений, мудрость и любовь сердца Джаганнатха дас Бабаджи передал ученикам. Сейчас мы можем соприкоснуться с этой великой душой через ее последователей, духовных учителей Международного общества сознания Кришны в России и по всему миру.
Желаем вам успехов на духовном пути, пути милости, который проложили такие великие личности, как Джаганнатха дас Бабаджи. Харе Кришна.
Спасибо за участие в жизни проекта!
Ваше предложение направлено в редакцию сайта